Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
141.3:2
10.37482/2227-6564-V053
Иеромонах Иоанн (Булыко Иван Петрович), кандидат богословия, аспирант кафедры теологии и истории религий Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Автор 25 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5182-6310 *Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48; e-mail: Bulyko12@gmail.com
Второй Ватиканский Собор был уникальным событием в истории Римо-католической церкви. Созванный по инициативе папы Иоанна XXIII, он должен был сделать Римо-католическую церковь более понятной для современного общества, более приближенной к людям. Главной целью Собора было так называемое aggiornamento – обновление. Феномен обновления церковной жизни состоял в том, чтобы, с одной стороны, ее модернизировать, приблизить к светскому обществу, с другой – сохранить все те традиции, на которых она веками зиждилась. Поэтому в документах собора встречается другое слово французского происхождения – ressourcement, что означает возвращение к первоистокам на основе Священного Писания и трудов Святых Отцов Церкви. На Втором Ватиканском Соборе феномен «aggiornamento» появился благодаря представителям такого течения в Римо-католической церкви, как «новое богословие». Представители этого течения продвигали те идеи, которые стали фундаментальными в решениях Второго Ватиканского Собора. Часто данное движение отождествляли с модернизмом, поскольку некоторые идеи представителей «нового богословия» казались очень близкими к данному направлению. Однако то, что в корне отличает их друг от друга, – это отношение к традиции. Для представителей «нового богословия» было важно возродить христианство в том варианте, в котором оно существовало изначально, поэтому они ратовали за возвращение к истокам, за экуменическое движение, за сближение с инославием и литургическое возрождение. Все эти идеи можно четко проследить и в документах Второго Ватиканского Собора. И все это характеризуется словом «обновление».
Для цитирования: Иеромонах Иоанн (Булыко И.П.). Феномен «aggiornamento» и Второй Ватиканский Собор // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 5. С. 98–105. DOI: 10.37482/2227-6564-V053
Второй Ватиканский Собор, феномен «aggiornamento», ressourcement, «новое богословие», литургическое возрождение
1. Можейко М.А. Аджорнаменто // Новейшая философская энциклопедия. М.: Просвещение, 2014. Т. I. С. 70–71.
2. Калиниченко Е.В., Пономарев В.П., Пучкин Д.Э., Тюшагин В.В. Второй Ватиканский Собор // Православная энциклопедия. Т. VII. Варшавская епархия – Веротерпимость. М.: Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 2004. С. 268–303. 3. Поташинская Н.Н. Aggiornamento // Православная энциклопедия. М.: Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 2004. Т. I. 659 с. 4. Никодим (Ротов), митр. Иоанн XXIII, Папа Римский // Богословские труды: cб. 20. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1978. С. 83–240. 5. Alberigo G. L’amore alla Chiesa – dalla riforma all’aggiornamento // Con tutte le tue forze: I nodi della fede cristiana oggi. Roma: Marietti, 1993. P. 169–194. 6. Berkouwer G.C. Retrospective of the Council. N. Y.: Cambridge University Press, 1968. 567 p. 7. Berkouwer G.C. The Second Vatican Council and the New Catholicism. Grand Rapids: Eerdmans, 1965. 264 p. 8. Chenu M.-D. Position de la théologie // Rev. Sci. Philos. Théol. 1935. Vol. 24, № 2. P. 232–257. 9. Congar Y. Vraie et fausse réforme dans l’Église. Paris: Éditions du Cerf, 1950. 648 p. 10. Lonergan B.J.F. The Transition from a Classicist World-View to Historical-Mindedness // A Second Collection: Papers / ed. by W.F.J. Ryan, B.J. Tyrrell. Toronto: University of Toronto Press, 1996. P. 1–10. 11. O’Malley J.W. What Happened at Vatican II. Cambridge: Harvard University Press, 2008. 380 p. 12. Ressourcement: A Movement for Renewal in Twentieth-Century Catholic Theology / ed. by G. Flynn, P.D. Murray. N. Y.: Oxford University Press, 2012. 583 p. 13. Discours de Jean XXIII lors de l’ouverture du concile Vatican II Rome, le 11 octobre 1962 // Acta et Documenta Concilio Oecumenico Vaticano II Apparando, series II (praeparatoria): in 11 t. Città del Vaticano 1964–1995. Vol. I–IV. P. 234–250. 14. Майка Ю. Социальное учение католической церкви: опыт исторического анализа. Рим; Люблин: Изд-во Св. Креста, 1994. 480 c. 15. Rouquette R. L’actualité religieuse: L’encyclique Ad Petri Cathedram – Problèmes pastoraux de Versailles // Études. 1959. T. 302. P. 260–265. 16. Vander R. Bilan du la théologie de XXe sciècle. Paris: Casterman, 1997. T. II. 547 р. 17. O’Malley J.W. Catholic Church History: One Hundred Years of the Discipline // Cathol. Hist. Rev. 2015. Vol. 101, № 2. P. 1–26. 18. Chenaux P. Le temps de Vatican II: Une introduction à l’histoire du Concile. Paris: Desclée de Brouwer, 2012. 228 p. 19. Bergin L. Propheticum Lavacrum. Rome: Pontifical Gregorian University, 1999. 276 p. 20. Neuvecelle J. Jean XXIII: Une vie. Paris: Editions Bernard Grasset, 1968. 790 р. 21. Coomaraswamy R.P. The Destruction of the Christian Tradition. Bloomington: World Wisdom, 2006. 439 p. 22. Nichols A. From Hermes to Benedict XVI: Faith and Reason in Modern Catholic Thought. Leominster: Gracewing, 2009. 254 р. 23. Garrigou-Lagrange R. La nouvelle théologie où va-t-elle? // Angelicum. 1946. Vol. 23, № 3/4. Р. 126–145. 24. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов: моногр. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 380 с. |