Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
101.1:[316+378]
10.37482/2227-6564-V023
СОРОКИН Сергей Эдуардович, кандидат политических наук, доцент, заместитель проректора по образовательной деятельности Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 20 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4604-0676 *Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: s.sorokin@narfu.ru
В статье рассматриваются научные подходы к пониманию миссии университетов на различных исторических этапах и в современный период. Автор ставит целью проанализировать философские представления о ней с точки зрения либерального и прагматического подходов, которые принципиально разделяет
большинство исследователей в понимании назначения, сущности и содержания деятельности университетов. Сторонники либерального подхода ключевой миссией университета считают поиск «чистого знания»,
обогащающего личность и дающего ей повод для самосовершенствования. В рамках утилитарного подхода задачами университетов становятся обеспечение технического прогресса, коммерциализация знаний в
тесной связи с экономическими институтами. Это актуализируется в т. ч. и в контексте формирования так
называемого информационного общества, пришедшего на смену обществу постиндустриальному, главной
ценностью которого становится информация, основанная на знаниях. Проследив эволюцию взглядов на
роль и место в обществе средневекового, предклассического, классического и постклассического университетов, автор рассматривает современные модели их трансформации (предпринимательскую, исследовательскую, инновационную, дистанционную, сетевую, корпоративную). Делается вывод о том, что современные модели развития университетов в большинстве своем действуют в рамках утилитарного подхода,
что ограничивает масштаб их задач, оставляя вне поля внимания важные вопросы проведения фундаментальных исследований. По мнению автора, в работе университетов необходима интеграция двух подходов
либо путем создания новой модели, соединяющей в себе эти два элемента, либо путем функционального
разделения университетов в рамках существующих моделей при выделении тех, для которых приоритетом
будут «либеральные ценности» образования, и тех, которые будут выполнять утилитарные задачи.
миссия университета, информационное общество, «чистое знание», коммерциализация знаний, постклассический университет
1. Идея университета: парадоксы самоописания: сб. материалов третьей междунар. науч.-практ. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», г. Минск, 29–30 апреля 2002 года / Белорус. гос. ун-т. Центр проблем развития образования; под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. Минск: БГУ, 2002. 244 с.
2. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Кудряшов Ю.В., Бугаенко О.Д. Федеральные университеты – реализация «трех миссий»: моногр. Архангельск: САФУ, 2019. 415 с. 3. Повзун В.Д. Миссия университета – история и современность // Вестн. ОГУ. 2005. № 1. С. 13–21. 4. Родачин В.М. Эволюция миссии вузов и вузовской науки: история и современность // Universum: Обществ. науки: электрон. науч. журн. 2017. № 4(34). URL: http:7universum.com/ru/social/archive/item/4685 (дата обращения: 11.02.2020). 5. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры // Вестн. высш. шк. 1991. № 7. С. 100–106. 6. Сохраняева Т.В. К вопросу о культурной миссии современного университета // Вестн. МГТУ. 2006. Т. 9, № 1. С. 114–119. 7. Коменский Я.А. Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 44–99. 8. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. 240 с. 9. Ньюмен Дж.Г. Идея Университета / пер. с англ. С.Б. Бенедиктова, под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 208 с. 10. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 c. 11. Hutchins R.M. The University of Utopia. Chicago: The University of Chicago Press, 1953. 103 p. 12. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. M.: ACT, 2001. 512 с. 13. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 480 с. 14. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с. 15. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. М.: Academia, 1999. 785 c. 16. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49–62. 17. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социол. исслед. 2003. № 4. С. 113–121. 18. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Сети в профессиональном образовании // Унив. упр.: практика и анализ. 2010. № 5. С. 24–31. |