CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Гипотеза о происхождении некоторых невербальных знаков и их символики. С. 79–90

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

130.2:008

DOI

10.37482/2227-6564-V022

Сведения об авторах

ПЕЧУРИНА Ольга Алексеевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общественных наук Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Автор 61 научной публикации*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2177-9044
*Адрес: 190068, Санкт-Петербург, Вознесенский просп., д. 46; e-mail: pechurina2002@mail.ru

Аннотация

В статье высказывается гипотеза о происхождении ряда невербальных знаков на материале использования ткацких артефактов. Ткацкие технологии – культурные универсалии, их возникновение уходит в глубину тысячелетий. В результате анализа обширного этнографического материала, связанного с ткачеством, автор выделил и классифицировал символические значения веревки и нити, которые совпали с функциями, выполняемыми ими в обыденной жизни и трудовых технологиях. Свою мысль относительно социальных взаимосвязей в сообществе человек мог выразить через предмет, с его точки зрения, выражающий эту мысль. Предмет в качестве знака в древности имел объем смыслов, равный своему значению и функции в бытовой жизни, и играл роль материализованной абстракции. Таким образом, роль социальной абстракции при отсутствии слова мог выполнять материальный предмет, чье назначение в человеческой деятельности было понятно всем членам сообщества. Знак и его символика задействовались для пояснения мысли, дополняли вербальный язык. Использование данных артефактов в качестве знаков для выражения мысли отражало специфику мышления и коммуникации древнего человека. Если коммуниканты прибегали к невербальной знаково-символической передаче информации для объективации новой мысли, то, возможно, еще не было слов, способных ее выразить. Чтобы понять, как невербальный знак мог быть задействован для выражения определенной мысли, недостаточно обращения лишь к культуре одного этноса. Мы можем поставить такой вопрос: какие знаки используются различными народами для выражения одной и той же мысли, связанной с общими для всех народов социальными явлениями, т. е. социокультурными универсалиями? Раскрытие тайны происхождения невербальных знаков и их символики возможно в кросс-культурных исследованиях, которые будут не менее результативными, чем компаративистские исследования вербальных языков.

Ключевые слова

символика нити, символика веревки, ткацкая технология, невербальный знак, вербальный язык, социальная абстракция
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

1. Павлова М.Р. Магические приговоры в ткачестве // Славянское и балканское языкознание: Структура малых фольклорных текстов: сб. ст. / Ин-т славяноведения и балканистики РАН; отв. ред. С.М. Толстая, Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1993. С. 170–183.
2. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX. М.: Наука, 1984. 216 с.
3. Гура A.В., Терновская О.А., Толстая С.М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу // Полесский этнолингвистический сборник: материалы и исследования. М.: Наука, 1983. С. 49–153.
4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография: пер. с нем. М.: Наука, 1991. 511 с.
5. Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX–XX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 229–248.
6. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном. Т. I, ч. II. Бытовая и семейная жизнь белоруса в обрядах и песнях. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1890. 720 с.
7. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии // Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 285–378.
8. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. СПб.: ТОО «Брайт Лайт», 1996. 463 с.
9. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.
10. Сем Т.Ю. Семантика шаманских ритуалов (по материалам тунгусских народов Сибири и Дальнего Востока) // Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII–XX вв.: хрест.: в 2 т. Т. 2. / сост. Т.Ю. Сем. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ; Нестор-История, 2011. С. 374–438.
11. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1980. 320 с.
12. Жущиховская И.С. Гончарство первобытных культур юга Дальнего Востока как палеоэкономическое явление // Очерки первобытной археологии Дальнего Востока (Проблемы исторической интерпретации археологических источников) / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока. М.: Наука, 1994. С. 148–204.
13. Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков. М.: Вече, 2002. 448 с.
14. Малиновский Б. Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 959 с.
15. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза: пер. с англ. Киев: София, 2000. 480 с.
16. Barber E.J.W. Prehistoric Textiles: The Development of Cloth in the Neolithic and Bronze Ages with Special Reference to the Aegean. Princeton: Princeton University Press, 1992. 471 p.
17. Broudy E. The Book of Looms: A History of the Handloom from Ancient Times to the Present. London: Studio Vista, 1979. 176 p.
18. Ёлкина А. Плетеный орнамент и древнее ремесло // Знание – сила. 1982. № 1. С. 23–25.
19. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. Т. XVI. С. 41–146.
20. Савенкова М.М. Узелковое плетение в магической практике славян // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. 2014. № 1(262). С. 229–234.
21. Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян // Восточнославянский этнографический сборник. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 459–540.
22. Печурина О.А. Семантика человеческого волоса и изделий из него в культуре // Дизайн. Материалы. Технология. 2016. № 1. С. 66–81.
23. Печурина О.А. Нить и веревка как символы пути // Дизайн. Материалы. Технология. 2017. № 2. С. 90–96.
24. Печурина О.А. Проблема происхождения символа (на примере символики нити, шнура, веревки как символов связи и соединения) // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна. Сер. 3: Экон., гуманит. и обществ. науки. 2016. № 1. С. 73–77.
25. Печурина О.А. Свадебная семантика нити, веревки, пояса, ткацких изделий // Дизайн. Материалы. Технология. 2017. № 3. С. 88–96.
26. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / отв. ред. В.М. Солнцев. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 248 с.
27. Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. М.: Акад. Проект; Фонд «Мир», 2010. 235 с.
28. Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания. М.: МГИУ, 2010. 247 с.
29. Гиренок Ф. Абсурд и речь. Антропология воображаемого. М.: Акад. Проект, 2012. 237 с.
30. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд. Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. С. 213–221.
31. Гиренок Ф. Н. Хомский «Язык и мышление». URL: https://censura.ru/articles/girenokandhomsky.htm (дата обращения: 15.04.2018).
32. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 299 с.
33. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.: Унив. кн., 1997. С. 509–518.