CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Творчество в информационном обществе. С. 68–78

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 0.4MB )

УДК

124.4:[316.77+004]

DOI

10.37482/2227-6564-V021

Сведения об авторах

ОВЧАРОВА Татьяна Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Автор более 50 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7313-3168
*Адрес: 603140, г. Нижний Новгород, просп. Ленина, д. 27; e-mail: ovcharovat@yandex.ru
ОВЧАРОВ Антон Олегович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород). Автор более 100 научных публикаций**
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4921-7780
**Адрес: 603140, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 17А; e-mail: anton19742006@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния информационных технологий на творческую деятельность. В мире современных технологий меняются представления о творчестве. Широкое распространение в информационном обществе получает подход, в котором творчество рассматривается не как субстанциальное, присущее человеку качество, а как возникающий в поле коммуникаций феномен. Это вызывает необходимость конструктивного анализа творчества с учетом нового исторического контекста. Использование деятельностного подхода позволило авторам раскрыть влияние информационных технологий на все составляющие творческой деятельности: субъектно-личностную, процессуально-технологическую и объектно-историческую в их единстве. Определено, что существенным признаком субъекта творчества в информационном обществе выступает мотивация на самореализацию в профессиональной деятельности. Обращение к «интерактивному творчеству» дало возможность выявить опасную тенденцию упразднения субъектно-личностной составляющей творчества. Информационная поддержка процессуально-технологической составляющей творчества как креативной деятельности рассмотрена по нескольким направлениям. Показано, что в современном обществе объективация результатов творческой деятельности принимает вид инноваций и это влияет на природу нового. Сделан вывод о том, что информационные технологии расширяют пространство творческой деятельности, предоставляют средства для усиления творческого потенциала человека, но при этом главным началом творчества остается сам человек. В информационном обществе, как и в любом другом, творчество охватывает бытие человека в полном объеме, включая исторический, социокультурный характер его деятельности. Когда при исследовании творчества в информационном обществе недооценивается аксиологический аспект творческой деятельности, возникает ситуация подмены творчества креативностью.

Ключевые слова

информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, творческая деятельность, креативность

Список литературы

1. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.
2. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 192 с.
3. Кукушкин С.Н. Труд в информационном обществе. Трансформация труда в творчество // Экономика знаний: теория и практика. 2017. № 3. С. 35–50.
4. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 c.
5. Бессарабов М.В. Интеллектуальные основы творчества в информационном обществе // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер.: Проблемы соц.-гуманит. знания. 2013. Вып. № 16(119), т. 14. С. 19–23.
6. Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука. Искусство. Культура. 2012. Вып. 1. С. 58–63.
7. Кальней М.С. Творчество или креативность? Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе // Эконом. и соц.-гуманит. исслед. 2017. № 4(16). С. 37–41.
8. Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопр. философии. 2008. № 4. С. 3–17.
9. Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/05.html (дата обращения: 13.09.2019).
10. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленч. консультирование. 2018. № 10. С. 46–63. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-10-46-63
11. Беляева Е.В. Традиционное творчество и современный креатив // Феномен творчества в образовательном процессе: материалы VIII науч.-метод. конф. фак. философии и соц. наук БГУ, г. Минск, 16 марта 2011 года / редколл.: И.Л. Зеленкова, А.А. Легчилин. Минск: БГУ, 2011. С. 11–13.
12. Беляева Е.В. Профессиональная этика в эпоху креативности. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/11/2-Belyaeva.pdf (дата обращения: 13.09.2019).