Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
111
10.137482/2227-6564-V009
КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)). Автор 240 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий, 15 учебных пособий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5823-8896 ДАНИЛОВА Вера Софроновна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)). Автор 180 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий, 15 учебных пособий** ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3201-0687 *Адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 42; e-mail: nnkozhev@mail.ru **Адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 42; e-mail: nikkozh@gmail.com
В статье раскрыты взаимодействия понятий «логос» и «эйдос» и возможности их использования в современной философии. Логос – это истинное слово или мысль, вполне соответствующие истине, отождествляемые со своим предметом. Эйдос – живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину выявленного лика сущности предмета. Многие перекосы, существующие в философии, вызваны тем, что уже в поздней античности, а затем в средние века начался процесс отодвигания понятия «эйдос», а также тесно связанных с ним понятий на второй план. В этом процессе были утрачены многие достижения древних греков: равновесное рассмотрение ими космоса и отсутствие претензий человеческого сознания на исключительно высокое положение по сравнению со всеми остальными явлениями и процессами в природе. Наука нового времени, включая философию, решительно перешла от исследования сущностей к исследованию феноменов, от исследования «что» к исследованию «как». Также на первый план философии и науки в новое время вышли рассмотрение личности, сознания, «Я». Между тем взгляд, при котором эйдос раскрывается во всей своей полноте («эйдетический взгляд»), можно сформировать с точки зрения трех взаимосвязанных пределов динамических равновесий: идентификации, коммуникации, ритмизации. Идентификацию объекта исследования можно охарактеризовать как переход от феномена к феномену, коммуникацию – как переход от горизонта к горизонту, а ритмизацию – как выявление фундаментального интервала времени между переходом от одного уровня «феномена, горизонта, ритма» к другому аналогичному уровню. В итоге образуется ячейка, которая составлена из трех фундаментальных пределов динамических равновесий и на которую может опираться объект в своем развитии.
Для цитирования: Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Взаимодействие эйдоса и логоса в истории философии и науки // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 2. С. 83–91. DOI: 10.137482/2227-6564-V009
динамическое равновесие, предел динамических равновесий, идентификация, коммуникация, ритмизация, эйдос, логос
1. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории: Философско-историческое исследование. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. 651 с.
2. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: Изд. авт., 1927. 388 с. 3. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Акад. проект, 2009. 300 с. 4. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. The World Coordinate System on the Basis of Limit Dynamic Equilibriums // Eur. J. Philos. Res. 2016. Vol. 5, № 1. P. 18–26. 5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 776 с. 6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. 204 с. 7. Кубицкий А.В. Примечания к переводу «Метафизики» // Аристотель. Метафизика. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 8. Луканин Р.К. «Органон» Аристотеля. М.: Наука, 1984. 304 с. 9. Лебедев А.В. Эйдос // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. Т-Я. М.: Мысль, 2001. С. 415. 10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития в 2 кн. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. Кн. 1. 832 с. 11. Кожевников Н.Н. Метафизический, онтологический, феноменологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических и сетевых равновесий: моногр. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2018. 170 с. 1 электрон. опт. диск. 12. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 550 с. 13. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1975. Т. 1. 399 с. 14. Пифагорейская школа // Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. Т. 1, ч. 1. С. 280–290. 15. Платон. Тимей // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 657 с. 16. Корет Э. Основы метафизики: пер. с нем. Киев: Тандем, 1998. 248 с. 17. Хайдеггер М. Бытие и время: пер. с нем. Харьков: Фолио, 2003. 509 с. 18. фон Херрманн Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: пер. с нем. Томск: Водолей, 1997. 96 с. |