CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Историческая библиотека» Диодора: опыт рационализации мифа. С. 98–105

Версия для печати

: Философия

130.2:165.62

10.17238/issn2227-6564.2020.1.98

РЯЗАНОВА Светлана Владимировна, доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАн,* профессор кафедры культурологии и философии Пермского государственного института культуры**. Автор более 90 научных публикаций
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5387-9387
*Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13а;
**Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 18; e-mail: svet-ryazanova@yandex.ru

Интерпретация классического текста в работе основана на феноменологическом подходе с учетом наиболее значимых сторон явления. Рассматриваются два аспекта проблемы: можно ли считать текст Диодора мифологическим и допустимо ли его использовать как источник по мифологии античности. Автор делает акцент на рационализации исторического процесса у античного мыслителя и десакрализации мифологических образов. Диодор задействует традиционные сюжеты и образы прагматически, выбирает наиболее эффектные и достоверные, активно использует логическое объяснение. Повествования о богах превращаются в конфликты локального характера и получают зачастую этическую оценку. Онтологическая необходимость в истории заменяется актами волеизъявления. Концепция цикличности времени в мифе заменена линейной трактовкой истории, с переходом мифологического времени в историческое. Диодор отказывается от сопричастности и магического подхода к описанию мира, характерному для мифологических повествований, превращая мифологический текст в аллегорический рассказ. История приобретает смысл через героизацию отдельных личностей, с сохранением мифологической гиперболизации и акцентом на индивидуальной доблести персонажей. Тем самым миф превращается в инструмент дидактики для следующих поколений. Идея фатума сохраняется на уровне пересказа мифологических сюжетов, ставших у Диодора недостоверными историями либо поучительными притчами. Традиционными остаются только базовые для мифа вопросы этиологического характера, отличающие античного автора от философов-современников, но трактуемые в рациональном ключе. Концепция Диодора имеет отчетливый персоналистский компонент и строится на доказательствах эмпирического характера. Античный мыслитель уже не существует внутри мифа, но и не осуществляет его теоретический анализ. Его «Историческую библиотеку» стоит понимать как индикатор состояния культуры в эпоху поздней античности.

Диодор, античная мифология, мифологический сюжет, архетипический образ
(pdf, 0.4MB )

1. Аринин Е.И. Религиоведение (введение в основные концепции и термины). М.: Акад. проект, 2004. 320 с.
2. Рыбакова А.А. Диодор. URL: http://www.opentextnn.ru/history/myth/personalia/?id=1462 (дата обращения: 20.04.2014).
3. Диодор. Историческая библиотека. URL: https://libking.ru/books/antique-/antique-ant/489781-diodor-sitsiliyskiy-istoricheskaya-biblioteka.h... (дата обращения: 15.12.2019).
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. С. 5–216.
5. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 144 с.
6. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Акад. проект, 2005. 256 с.
7. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
8. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Вост. лит. РАН, 2000. 407 с.
9. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1994. 338 с.
10. найдыш В.М. Мифология. М.: Кнорус, 2010. 432 с.
11. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
12. Мечковская н.Б. Язык и религия: Лекции по филологии и истории решений. М.: ФАИР, 1998. 352 с.
13. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: моногр. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1998. 297 с.
14. Строгецкий В.М. Введение к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского и его историко-философское содержание // Вестн. древ. ист. 1986. № 2. С. 65–82.
15. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Мысль, 2002. Т. 1. 345 с.