CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Духовное письмо-воспоминание как жанровое явление церковно-религиозного стиля. С. 53–63

Версия для печати

: Лингвистика

81’42

10.17238/issn2227-6564.2020.1.53

СМОЛИНА Анджелла Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации Сибирского федерального университета (г. Красноярск). Автор более 70 научных публикаций, в т. ч. одной монографии*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0947-3763
*Адрес: 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, д. 82а; e-mail: angelic2009@mail.ru

В статье на материале эпистолярного наследия митрополита Вениамина (Федченкова) рассматривается функционирование в церковно-религиозном стиле духовного письма-воспоминания и определяется его лингвистический статус. Анализируя эпистолы, объединенные в произведение «Письма о монашестве», автор обращает внимание на специфику идейного содержания и тематической сферы, авторства и адресации изучаемого типа текста, выявляет его интенциональные и лингвостилистические особенности. Отмечает, что важнейшими отличительными чертами жанра выступают реализация духовно-религиозных интенций, утверждение идей христианства и выдвижение православной тематики. Показывает, что в исследуемых текстах используются такие религиозно маркированные языковые единицы, как теонимы, агиоантропонимы, иконимы, экклезионимы, наименования христианских таинств, православных праздников, предметов облачения духовенства, богословских наук и дисциплин. Кроме того, в работе демонстрируется следующее: церковно-религиозный характер духовных писем-воспоминаний проявляется в использовании языковых единиц, обозначающих христианские тексты, единиц, относящихся к корпусу православной лексики духовно-нравственного содержания, и религиозных формульных единиц. При рассмотрении вопроса о языковом воплощении жанра автор фокусирует внимание на фигуративно-тропеической организации духовного письма-воспоминания, указывая, что особенности функционирования эпитетов, метафор, аллюзий, сравнений, перечисления, повтора, риторического вопроса, вопросно-ответного хода, риторического восклицания связаны с их церковно-религиозным наполнением (средства выразительности являются религионимами или включают религионимы). В статье затрагивается тема православной интертекстуальности: источниками интертекстем, бытующих в исследуемых письмах, выступают Ветхий и Новый Заветы, святоотеческие труды, молитвы. Делается вывод о том, что духовное письмо-воспоминание – это гибридный эпистолярный жанр церковно-религиозного стиля, т. е. текст, создаваемый церковным писателем и ориентированный на конкретного (персонифицированного) адресата-христианина, содержащий элементы диалогизации и при этом имеющий ретроспективную организацию повествования.

церковно-религиозный стиль, духовное письмо-воспоминание, митрополит Вениамин (Федченков), эпистолярная культура, эпистолярный жанр, церковно-религиозные языковые единицы, интертекстема
(pdf, 0.4MB )

1. Earle R. Introduction: Letters, Writers and the Historian // Epistolary Selves: Letters and Letter-Writers, 1600–1945. London; N. Y.: Routledge, 2016. 231 p.
2. Doering L. Ancient Jewish Letters and the Beginnings of Christian Epistolography. Tübingen: Mohr Siebeck, 2012. 615 p.
3. White P. Cicero in Letters: Epistolary Relations of the Late Republic. Oxford: Oxford University Press, 2010. 250 p.
4. Muir J.V. Life and Letters in the Ancient Greek World. London; N. Y.: Routledge, 2009. 240 p.
5. Ancient Letters: Classical and Late Antique Epistolography / ed. by R. Morello, A.D. Morrison. Oxford: Oxford University Press, 2007. 392 p.
6. Lost Letters of Medieval Life. English Society, 1200–1250 / ed., translated by M. Carlin, D. Crouch. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2013. 334 p.
7. Medieval Letters: Between Fiction and Document / ed. by C. Hogel, E. Bartoli. Turnhout: Brepols, 2015. 471 p.
8. Понырко н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI–XIII века: исследования, тексты, переводы / отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Наука, 1992. 214 с.
9. Антонова М.В. Древнерусское послание XI–XIII веков: поэтика жанра: дис. … д-ра филол. наук. Орел, 1999. 331 с.
10. Подтергера И.А. Письма и послания Симеона Полоцкого: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2000. 257 с.
11. Сарин Е.И. Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси XI–XIII веков (жития, поучения, послания): дис. ... канд. филол. наук. Брянск, 2014. 206 с.
12. Белунова н.И. Интертекстуальные средства и особенности их функционирования в дружеском письме (на материале писем творческой интеллигенции конца XIX – первой четверти XX в.) // Теория и практика сервиса: экономика, соц. сфера, технологии. 2013. № 4(18). С. 69–75.
13. Курьянович А.В. Эпистолярная языковая личность: к вопросу определения категориальных и типологических черт // Сиб. филол. журн. 2014. № 4. С. 255–262.
14. Ковалева н.А. Частные письма русских писателей-классиков XIX века: адресант и адресат в речевой организации текста // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна. Сер. 2: Искусствоведение. Филол. науки. 2017. № 3. С. 102–105.
15. Мурашова Е.А. Лингвопрагматическая интерпретация письма атамана П.Н. Краснова от 24 июля 1918 года // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 4. С. 108–115. DOI: 10.17238/ issn2227-6564.2017.4.108
16. нижникова Л.В. Письмо как тип текста: дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1991. 159 с.
17. Виноградова Е.М. Эпистолярные речевые жанры: прагматика и семантика текста: дис. … канд. филол. наук. М., 1991. 274 с.
18. Смолина А.н. Речевой этикет русского духовного письма: моногр. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. 288 с.
19. Вениамин (Федченков), митр. Письма о монашестве. Божьи люди. М.: Правило веры, 2016. 384 с.
20. Постовалова В.И. Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки, основные идеи и направления // Magister Dixit. 2012. № 4. C. 54–101.
21. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2006. 696 с.
22. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ, 2000. Т. I. 848 с.
23. Коковина н.З. Категория памяти в русской литературе XIX века: дис. … д-ра филол. наук. Тверь, 2004. 346 с.
24. Вениамин (Федченков), митр. Промысл Божий в моей жизни. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_
Fedchenkov/promysl-bozhij-v-moej-zhizni/ (дата обращения: 15.07.2019).
25. Урбанович Л.н. Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности // Вестн. ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 11–19. DOI: 10.15382/sturIV201744.11-19