CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Малые» произведения Климента Александрийского. С. 15–21

Версия для печати

: История

94(38):281

10.17238/issn2227-6564.2020.1.15

ЗАЙЦЕВА Ирина Валерьевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Автор более 100 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5374-0510 
*Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 118/64; e-mail: zajcevil@mail.ru

В статье дается комплексный анализ так называемых малых произведений одного из крупнейших руководителей Александрийской школы Климента Александрийского. Особое внимание уделено характеристике таких работ александрийского учителя, как «Извлечения из Теодота», «Избранные места из пророческих книг», «Кто из богатых спасется?», «Ипотипосы», «О Пасхе», «Церковное правило, или Против иудействующих», «Увещание к терпению, или К недавно крещенным». Автор настоящего исследования стремится проследить в указанных трудах тенденцию к сохранению Климентом Александрийским начатых ранее попыток утверждения христианской религии, наиболее отчетливо обнаруживших себя в крупной литературно-философской трилогии александрийского дидаскала, основой которой стали «Строматы». Посредством характеристики «малых» произведений Климента автор приходит к выводу о том, что его интеллектуализм имел ортодоксальный христианский оттенок, а отдельные попытки обратиться к античному наследию представляли собой желание совместить «языческое прошлое» и «христианское настоящее». В статье проводится идея о том, что «малые» произведения Климента также отражают стремление александрийского мыслителя отойти от христианской ортодоксальности. Наиболее отчетливо это проявилось в работе Климента «Кто из богатых спасется?», где важнейшая христианская догма о необходимости отказа от материальных благ дополняется тезисом о том, что негативными для человеческой души оказываются не материальные вещи, а их неправедное использование и чрезмерное желание личности обладать ими. Отдельное внимание автор уделяет вопросу «интеллектуальных взаимоотношений» между Климентом и «псевдогностиками». Так, в «Извлечениях из Теодота» александрийский мыслитель дискутирует с «псевдогностиками» по вопросам истинности веры, происхождения мира и Бога.

Александрийская школа, Климент Александрийский, «малые» произведения Климента, христианский интеллектуализм, псевдогностики
(pdf, 0.4MB )

1. Братухин А.Ю. Климент Александрийский как создатель христианской философской прозы // Philologia classica. 2015. Вып. 10. С. 96–108.
2. Сагарда А.И. Климент Александрийский, – «Извлечения из Феодота» и «Избранные места из пророческих книг». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sagarda/kliment-aleksandrijskij-izvlechenija-iz-feodota-iizbran... (дата обращения: 09.08.2018).
3. Donahue J.R. Stoic Indifferents and Christian Indifference in Clement of Alexandria // Traditio. 1963. Vol. 19. Р. 438–446.
4. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 232 с.
5. Сергиевский А. Отношение апологетов Восточной Церкви II века к языческой философии // Вера и разум. 1886. Т. 2, ч. 1. С. 585–614.
6. Floyd W.E.G. Clement of Alexandria’s Treatment of the Problem of Evil. Oxford, 1971. 136 р.
7. Троицкий В. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету // Отд. оттиск из «Богословского Вестника». Сергиев Посад, 1911. С. 24–25.
8. Gabrielsson J. Ueber die Quellen des Clemens Alexandrinus. Bd. 1–2. Uppsala, 1906–1909. 296 S.
9. Скворцев К.И. Философия Климента Александрийского // Тр. Киев. дух. акад. 1886. № 9. С. 59–93.
10. Smith M. Clement of Alexandria and the Secret Gospel of Mark. Cambridge: Harvard University Press, 1973. 452 p.
11. Méhat A. Étude sur les ʻStromatesʾ de Clément d’Alexandrie. Paris: Éditions du Seuil, 1966. 580 p.
12. van den Hoek A. Techniques of Quotation in Clement of Alexandria: A View of Ancient Literary Working Methods // Vigiliae Christianae. 1996. Vol. 50, № 3. Р. 223–243.
13. van den Hoek A. Origen and the Intellectual Heritage of Alexandria: Continuity or Disjunction. Leuven, 1992. 541 p.
14. Kovacs J.L. Clement of Alexandria and the Valentitian Gnostics. Cornell: Columbia University, 1977. 278 p.
15. Троицкий М.М. Суждения св. отцев и учителей второго и третьего века об отношении греческаго образования к христианству // Тр. Киев. дух. акад. 1860. Ч. III. С. 91–96.
16. Grant R.M. Greek Apologists of the Second Century. Philadelphia: Westminster Press, 1988. 254 p.
17. van Winden J.G.M. Quotations From Philo in Clement’s Protepticus // Vigiliae Christianae. 1978. Vol. 32, № 3. Р. 208–213.