Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 0.4MB )УДК141.333DOI10.17238/issn2227-6564.2019.6.86Сведения об авторахАНТОНЯН Артур Романович, аспирант кафедры философии религии и религиоведения Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Автор 8 научных публикаций, в т. ч. одного учебного пособия*orcid: https://orcid.org/0000-0002-3047-8609 *Адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42; e-mail: pravoslavie-art@mail.ru АннотацияВ данной статье проводится сравнительный анализ антропологических позиций британского монаха Пелагия и нидерландского гуманиста XVI века Эразма Роттердамского. Раскрываются общие мотивы формирования их постулатов о духовных возможностях человека: эти постулаты схожи и имеют одинаковую основу возникновения. При анализе богословских концепций Пелагия кратко рассматриваются антропологические взгляды его главного оппонента по данному вопросу – Аврелия Августина. Также в работе дана характеристика теологическим построениям немецкого реформатора Мартина Лютера, открыто выступавшего против некоторых философских идей Эразма Роттердамского. Показано, что, несмотря на внешнюю схожесть антропологических постулатов Эразма с доктринами Пелагия, позиция нидерландского гуманиста все же находится в русле католической ортодоксии. Автор приходит к выводу о том, что обвинения, которые Лютер выдвигал против роттердамского мыслителя, называя его последователем «пелагианской ереси», не вполне корректны. Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что среди множества христианских конфессий до сих пор нет единого взгляда на природу человека и его роль в деле спасения. Доктринальные вопросы христианского богословия, рассмотренные автором, остаются предметом горячих споров среди евангельских христиан арминианского и реформатского направлений. Цель данной работы заключается в оценке степени влияния пелагианских идей на философское творчество Эразма Роттердамского. Научная значимость состоит в том, что пелагианская концепция так называемого антропологического оптимизма, которая периодически возрождалась в истории христианской церкви и приводила к ожесточенным дебатам, остается малоизученной в отечественной религиозно-философской литературе.Ключевые словаАврелий Августин, Эразм Роттердамский, предопределение, первородный грех, пелагианство, свобода волиСписок литературы1. Августин Аврелий. Антипелагианские сочинения позднего периода / пер. с лат., примеч. Д.В. Смирнова. М.: АС-ТРАСТ, 2008. 478 с.2. Уивер Р.Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров / пер. А.В. Кырлежев, ред. А.Р. Фокин. М.: Центр библейск.-патрол. исслед. отдела по делам молодежи Рус. правосл. церкви: Империум Пресс, 2006. 336 с. 3. Пелагий. Послание к Деметриаде. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Article/Pelag_Posl. php (дата обращения: 26.12.2019). 4. Кремлевский А. История пелагианства и пелагианская доктрина. СПб.: Аксион эстин, 2009. 302 с. 5. McGrath А. The Intellectual Origins of the European Reformation. Second Edition. Malden: Blackwell Publishing Ltd, 2004. 290 p. 6. Шафф Ф. История Христианской Церкви: в 8 т. Т. 7. Современное христианство. Реформация в Германии / пер. с англ. О.А. Рыбакова. СПб.: Библия для всех, 2009. 464 с. 7. Лютер М. Избранные произведения / пер. и коммент. К.С. Комарова, Ю.А. Голубкина, Ю.М. Кагана. 2-е изд. СПб.: Андреев и согласие, 1994. 427 с. 8. Эразм Роттердамский. Философские произведения / пер. с лат. и коммент. Ю.М. Кагана, отв. ред. В.В. Соколов. М.: Наука, 1986. 704 с. 9. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.: Наука, 1978. 236 с. 10. Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: С.-Петерб. христ. ун-т. Библия для всех, 1999. 1088 с. |