CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Церковный интердикт в политической реальности Русского государства (XII–XV века). C. 34–41

Версия для печати

Рубрика: История

Скачать статью (pdf, 0.5MB )

УДК

94(47):348.5

DOI

10.17238/issn2227-6564.2019.6.34

Сведения об авторах

ПАВЛУШКОВ Александр Рудольфович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России. Автор более 140 научных публикаций*
orcid: https://orcid.org/0000-0001-8838-5459
*Адрес: 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2а; e-mail: apavlushkov@yandex.ru

Аннотация

Статья является продолжением научного исследования, посвященного изучению различных сторон церковного интердикта. Если ранее автор рассматривал генезис данного института в истории католической церкви, то настоящая работа строится на материале отечественных практик церковного наказания. Предметом исследования выступает попытка внедрения церковного интердикта в отечественную практику наказания в период собирания земель и складывания централизованного государства, когда отлучению от церкви подвергались не конкретные люди, а жители целых регионов. Интерес к исследованию подогрет нетипичным характером применения интердикта в отечественной истории: наказанию подвергалось население больших территорий в обезличенной форме. Анализ выявленных фактов говорит о том, что по ряду причин институциональные черты церковного интердикта в российском варианте не сформировались. Он использовался как форма церковного наказания, как средство политического давления, а также в карательных целях. Сложность оценок церковного интердикта заключается в пересечении карательных, политических и церковных элементов. В статье предпринимается попытка соотнести данные элементы и описать церковный интердикт на разных этапах развития русского государства, а также объяснить причины его использования. Автор приходит к выводу, что церковный интердикт во многих случаях представлял искаженный вариант понимания канонических норм архиереями, что в итоге предопределило его дальнейшую деградацию. В работе объясняется внутреннее противоречие в толковании содержания понятия «интердикт» и дается обоснование греческой линии его происхождения. Интердикт рассматривается как социально-правовой и политический инструмент, выполнявший различные задачи церковной и княжеской власти.

Ключевые слова

церковный интердикт, Русская православная церковь, церковное наказание, государственно-церковные отношения, формирование русской государственности

Список литературы

1. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 430 с.
2. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. М.: Унив. тип., 1901. Т. 1. 966 с.
3. Павлушков А.Р. Церковный интердикт: историко-правовой дискурс и практика применения // История государства и права. 2019. № 7. С. 48–53.
4. Крысов А.Г. Интердикт // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/468843.html (дата обращения: 16.08.2019).
5. Кодекс канонического права. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. 624 c.
6. Гайденко П.И., Фомина Т.Ю. Пределы канонической власти архиереев в домонгольской Руси: богослужебный аспект // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. 2012. № 9(23), ч. 2. С. 38–44.
7. Ковалев Н.Д., Аронов Д.В. Власть-религия-терроризм: вчера-сегодня-завтра // История государства и права. 2011. № 10. С. 43–46.
8. Krehbiel E.B. The Interdict: Its History and Its Operation, with Especial Attention to the Time of Pope Innocent III, 1198–1216. Washington, 1909. 184 р. URL: https://openlibrary.org/books/OL7139261M/The_interdict (дата обращения: 01.11.2019).
9. Галимов Т.Р. Русская церковная иерархия в княжеских междоусобицах середины XII – первой трети XIII века // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер.: История. 2012. № 25. С. 104–114.
10. Соколов Р.А. К вопросу о взаимоотношении светской и церковной власти в эпоху Дм. Донского // Вестн. СПбГУ. 2011. Вып. 2. С. 3–6.
11. Деяния Вселенских соборов. Казань: Губ. правление, 1859. Т. 1. 912 с.
12. Гайденко П.И. Собор 1273(4) года в церковно-политической ситуации на Руси: несколько замечаний о несостоявшейся канонической реформе митрополита Кирилла // Вестн. Рус. христиан. гуманит. акад. 2014. Т. 15, вып. 4. С. 229–236.
13. Петрушко В.И. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II и его деятельность по возрождению церковной жизни Руси после монгольского нашествия // Вестн. ПСТГУ. Сер. II: История. История Рус. православ.церкви. 2013. Вып. 5(54). С. 7–30.
14. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // Полн. собр. рус. летописей. Т. 9. XVIII. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1862. URL: https://runivers.ru/lib/book9142/479808/ (дата обращения: 20.08.2019).
15. Максимович К.А. Анафема // Православная энциклопедия. URL: https://azbyka.ru/anafema (дата обращения: 16.05.2019).
16. Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссией: в 5 т. Т. 1. 1334–1598. СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1841. 612 с.
17. Цыпин В. Курс церковного права. Клин: Христиан. жизнь, 2004. 706 с.
18. Павлушков А.Р. Практика великого отлучения в истории государственно-церковных отношений России //Клио. 2014. № 3. С. 56–61.
19. Баршев С. Общие начала теории и законодательств о преступлениях и наказаниях. М.: Унив. тип., 1841. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003560216 (дата обращения: 24.08.2019).