CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Самоубийство в некоторых религиозных системах как потенциально положительный и индифферентный феномен. С. 119–131

Версия для печати

: Философия

128/128+24/29

10.17238/issn2227-6564.2019.4.119

ПЕТЕВ Николай Иванович, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Автор 37 научных публикаций*
*Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87; e-mail: cyanideemo@mail.ru

В данной статье рассматривается феномен суицида как элемент религиозного действия индивида. Автор исследует те религиозные системы, где суицид обретает свою легитимность, что связано с особенностями вероучения той или иной религии. Не каждая религия расценивает самоубийство как негативный акт, несущий в себе отрицательную ценностную нагрузку. Как правило, суицид выступает как особый акт волеизъявления, имеющий особые этиологические и телеологические обоснования. Автор выделяет несколько вариантов, при которых реализация суицида не противоречит постулатам некоторых религий, а иногда является их следствием: 1) особенная иерархия ценностей, где жизнь не занимает главенствующее место, поэтому самоубийство не подпадает под категорию негативных поступков; 2) суицид мыслится как непосредственно индифферентный или потенциально положительный акт, легитимность которого вытекает из особенности вероучения; 3) самоубийство как акт протеста, имеющий нравственно положительный или нейтральный характер; 4) самоубийство как форма самопожертвования, имеющая высокую положительную нравственную оценку; 5) самоубийство как аспект инициации и перехода в наилучшее состояние экзистенции. Перечисленные этиологические и телеологические категории непосредственно или опосредованно указывают на отсутствие негативной аксиологической оценки во внутреннем содержании акта самоубийства. Автор отмечает, что эти обоснования легитимности суицида не встречаются в чистом виде. Как правило, они переплетены между собой и могут быть катализатором акта-поступка. Тем не менее даже в тех религиозных системах, где феномен суицида позиционируется как акт, имеющий оправдание, право на его реализацию четко регламентировано религией и не выступает действием акцидентным, аффективным и утилитарным. В иных случаях суицид расценивается как некое проявление эгоизма, трусости, слабости, бесчестия и т. д., что противоречит той ценностной системе религии, в которой индивид реализует данный поступок.

суицид, самоубийство, сэппуку, бусидо, буддизм, джайнизм, самопожертвование, инициация
(pdf, 4.5MB )

1. Юм Д. Диалоги о Естественной Религии. М., 2007. 192 с.
2. Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. М.: Наука, 1981. 168 с.
3. Спеваковский А.Б. Религия синто и войны. Л.: Лениздат, 1987. 112 с.
4. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2004. 256 с.
5. Мур Дж. Э. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. 327 с.
6. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму: пер. с англ. М.: Наука, 1988. 426 с.
7. Арвон А. Буддизм / пер. с фр. Е. Калантаровой. М.: АСТ: Астрель, 2005. 159 с.
8. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Вост. лит., 1994. 383 с.
9. Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с древнегр. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2008. 524 с.
10. Луций Анней Флор. Эпитомы. Кн. 1, гл. 38 // История Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1366220138 (дата обращения: 18.06.2017).
11. Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005. 239 с.
12. Кей Д. История Индии / пер. с англ. И. Летберга. М.: АСТ: Астрель, 2011. 761 с.
13. Анго М. Классическая Индия / пер. с фр. Н.И. Озерской. М.: Вече, 2007. 400 с.
14. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. М.: Рус. панорама, 1998. 416 с.
15. Кенделл Э. Инки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005. 250 с.
16. З атерянный мир майя / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Терра, 1997. 168 с.
17. Земун Ю. Апокалипсис 2012, или Пророчества майя. СПб.: Афина, 2009. 192 с.
18. Красичкова А.Г. 2012: конец света. М.: Кн. клуб «Книговек», 2010. 416 с.
19. Благовещенский Г., Паль Л., Спаров В. Полная история тайных обществ и сект мира. М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009. 601 с.
20. Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран: в 2 ч. СПб.: Тип. Е.П. Ахматовой, 1876.
21. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / пер. с фр. Г.А. Гельфанд. М.; СПб.: Унив. кн., 1999. 356 с.