CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Социально-кадровая трансформация сферы образования в Советской зоне оккупации Германии (1945–1949 годы). С. 5–15

Версия для печати

Рубрика: История

УДК

94(47).084.8

DOI

10.17238/issn2227-6564.2019.4.5

Сведения об авторах

БАЛАШОВ Дмитрий Геннадьевич, аспирант кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета имени
М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций*
*Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: balashov.db@yandex.ru

Аннотация

В настоящей статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации анализируется политика Советской военной администрации в Германии по изменению кадрового и социального состава преподавателей и учащихся. В историографии данная тема не получила акцентированного внимания. В исследовании представлены меры, принятые Советской военной администрацией в Германии для решения возникшей кадровой проблемы, и охарактеризован процесс трансформации социального состава педагогов и учащихся высшей и общеобразовательной школ в Советской зоне оккупации Германии. В ходе реформы немецкого образования Советская военная администрация в Германии ставила следующие задачи: денацификация преподавательских кадров и студенчества, формирование новой – советизированной – элиты. Система образования была призвана воспитать социальную опору новой власти. Процессы восстановления восточногерманской индустрии и обеспечения репарационных поставок в СССР требовали квалифицированной наемной рабочей силы. В ходе реформы была проведена денацификация преподавательского состава, ликвидирована дискриминация по национальному и расовому признаку при приеме на учебу и работу, при этом рабочие и крестьяне и их дети получили приоритет и привилегии при поступлении и последующем обучении в образовательных учреждениях. В такой системе усилился процесс пролетаризации педагогов, студентов и учащихся школ. Курсовая подготовка и институт аспирантуры по советскому образцу способствовали восполнению кадровых потерь в образовании. Но возрастающий уровень социального обеспечения педагогов не устранил проблему текучести преподавательских кадров. Автор отмечает, что опыт политики по социальной трансформации общества посредством реформы образовательной системы актуален сегодня при проведении комплексного исследования социальной политики Советской военной администрации в Германии.

Ключевые слова

Восточная Германия, Советская военная администрация в Германии, Советская оккупационная зона, советская оккупационная политика, реформа немецкого народного образования
Скачать статью (pdf, 4.5MB )

Список литературы

1. Тимофеева Н.П. Немецкая интеллигенция и политика реформ: Система образования в Восточной Германии, 1945–1949 гг. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. 157 с.
2. Нефедов В.В. СЕПГ и народное образование в Восточной Германии в 1945–1949 гг. // Наука и школа. 2011. № 1. С. 146–149.
3. Артюхова Е.А. Развитие системы образования в Восточной и Западной Германии в конце 40-х – начале 60-х годов XX века: дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2011. 226 с.
4. Балашов Д.Г. Социально-экономический аспект реформы профессионального образования в Советской зоне оккупации Германии (1945–1949 годы) // Преподавание истории в школе. 2019. № 1. С. 69–72.
5. Kanig C. Reeducation Through Soviet Culture: Soviet Cultural Policy in Occupied Germany, 1945–1949: Diss. Indiana, 2010. 433 p.
6. Хавкин Б.Л. Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии. Антинацистское Сопротивление немецких евреев. М., 2018. 501 с.
7. Kronig W., Müller K.-D. Anpassung, Widerstand, Verfolgung: Hochschule und Studenten in der SBZ und DDR, 1945–1961. Köln: Verlag Wissenschaft und Politik, 1994. 565 S.
8. Балашов Д.Г. Разработка концепции перевоспитания немцев в Восточной Германии, 1945–1949 // XLVI Ломоносовские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. / сост. А.М. Моисеев. Архангельск: САФУ, 2018.
С. 19–26.
9. Шлегель С. Политика Советской военной администрации в Германии (СВАГ) в области высшей школы // Власть и общество в условиях диктатуры. Исторический опыт СССР и ГДР, 1945–1965: материалы науч.-практ. конф., г. Архангельск, 12–16 сентября 2007 года / сост. Р.Ю. Болдырев, Б. Бонвеч; отв. ред. Р.Ю. Болдырев. Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2009. С. 67–81.
10. Болдырев Р. Советская оккупационная политика в Германии, 1945–1949: экономический аспект. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 254 с.
11. Wandel P. Unsere Hochschulen des Volkes – ein Werk der Einheit der Arbeiterklasse // Hochschulwesen. 1966. № 4. S. 248–251.