CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Формирование духовно-нравственных ценностей личности в контексте диалогического взаимодействия. С. 120–127

Версия для печати

: Философия

17.022.1

10.17238/issn2227-6564.2019.3.120

МАЙКОВА Валентина Петровна, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики, психологии, права, истории и философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал). Автор 53 научных публикаций*
МОЛЧАН Эдуард Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Сергиево-Посадского филиала Высшей школы народных искусств (академия). Автор 45 научных публикаций**
*Адрес: 141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. Институтская, д. 2; e-mail: valmaykova@mail.ru
**Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Северный проезд, д. 5; e-mail: ed.molchan2015@yandex.ru

В статье исследуются социально-философские проблемы формирования духовно-нравственной личности в процессе диалогического взаимодействия в образовании, скрыто влияющего на человеческое сознание, познавательную деятельность, духовно-нравственные ценности жизнетворчества. Ценностное основание образовательной системы, выстроенное на духовно-нравственных ценностях, предполагает открытость отношений субъектов в социальной реальности. Диалогическое взаимодействие субъектов, лишенное ценностно-содержательной информации, не может быть духовно продуктивным в силу своей отчужденности от личностных ценностей, т. к. не способствует формированию духовно-нравственных ценностей и выстраиванию внутреннего мира. Диалогическое взаимодействие – это диалог равноправных субъектов, ценностно-содержательная сторона которых не всегда равнозначна по смыслу и содержанию, но имеет равное право на существование; участники диалога определяют ценностно-содержательную информацию своих мнений, сопоставление которых приводит к раскодированию духовной информации и развитию личностного «Я»; диалогические формы общения раскрывают целеполагание субъектов деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей в образовательной системе. Показано, что диалогическое взаимодействие создало тенденцию к образованию единого мирового социального пространства с единым глобальным языком, размытыми национальными чертами. Это развернуло общество в современной России в сторону переоценки мировых ценностей и сформировало новые требования к культуре потребления. Методологический анализ философских исследований позволил рассматривать диалогическое взаимодействие в образовательной деятельности социума как важнейший фактор, влияющий на формирование духовно-нравственных ценностей личности в образовательной системе; определить миссию диалогического взаимодействия в развитии страны и человечества. На общенаучном уровне методология реализации диалогического взаимодействия связана с приобщением человека к духовно-нравственным ценностям в образовательной системе, с организацией ценностно-ориентационной деятельности и поиском ценностей в процессе освоения системы отношений к миру, людям и себе, имея конечной целью сформировать устойчивый «духовный иммунитет» по отношению к негативным явлениям общества, групп и коллективов.
Для цитирования: Майкова В.П., Молчан Э.М. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в контексте диалогического взаимодействия // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 3. С. 120–127. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.120

диалогическое взаимодействие, духовно-нравственные ценности, образовательная система, социальные системы, субъекты взаимодействия, ценностное основание
(pdf, 4.4MB )

1. Гончарова А.А., Молчан Э.М. Диалогическое взаимодействие субъектов: ценностный аспект // Ценности и смыслы. 2016. № 2(42). С. 31–36.
2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. М., 1986. С. 110–116.
3. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социол. исслед. 2017. № 7. С. 43–53.
4. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 7: Философия. 1994. № 4. С. 28–40.
5. Майкова В.П., Молчан Э.М. Духовно-нравственные ценности как цели курса развития современного образования // Вестн. ТвГУ. Сер.: Философия. 2018. № 2. С. 23–27.
6. Василенко И.А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопр. философии. 1996. № 8. С. 42–53.
7. Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал) // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 7: Философия. 1996. № 5. С. 3–13.
8. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М., 2016.
9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.
10. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим» (парадоксы европеизма в Советской России) // Вопр. философии. 1996. № 10. С. 26–28.
11. Корнуков С.Н. Традиция религиозной философии в России // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 7: Философия. 1996. № 5. С. 35–50.
12. Розенцвейг Ф. Страх смерти и философское мировоззрение: [фрагмент из кн. «Звезда спасения»] // Филос. науки. 1993. № 4-6. С. 45.
13. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.
14. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 88–98.
15. Егоров В.Г., Горбунов В.С., Майкова В.П., Молчан Э.М., Наместникова И.В. Диалогическое взаимодействие как средство формирования духовно-нравственных ценностей личности в социальных системах // Вестн. ТвГУ. Сер.: Философия. 2018. № 3. С. 23–27.