CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Богословская антропология Ива Конгара. С. 99–109

Версия для печати

: Философия

141.3

10.17238/issn2227-6564.2019.3.99

Иеромонах Иоанн (Булыко Иван Петрович), кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской академии теологии и церковных искусств. Автор 17 научных публикаций*
*Адрес: 193167, Санкт-Петербург, ул. Михаила Дудина, д. 10; e-mail: Bulyko12@gmail.com

Ив Конгар (1904–1995) – один из самых выдающихся западных богословов. В круг его исследовательских интересов входила как пневматология (учение о Святом Духе), так и экклезиология (учение о Церкви) и антропология (как учение о человеке). Антропология Ива Конгара носит синтетический характер: она включает в себя как учение о Церкви, так и учение о Святом Духе, поэтому сам Конгар называл ее пневматологической. В учении о человеке Ива Конгара выделены следующие аспекты: творение человеческой личности по образу Божию, повреждение Божественного образа первородным грехом, исцеление и обожение человечества, совершаемое Иисусом Христом во Святом Духе. Конгар совмещал в своем учении о человеке как об образе Божием восточно-православное понимание образа Божьего и понимание блаженного Августина. Следуя философии персонализма, Конгар учит, что каждая личность несет в себе образ Божий – уникально и неповторимо. Через эту уникальность в нас проявляется образ Триединого Бога. Однако подчеркивая уникальность и неповторимость отдельно взятой человеческой личности, Конгар учит о единстве всего человеческого рода. Для Конгара человек – это микрокосм, существо, наделенное свойствами духовного, материального и чувственного. В связи с этим Конгар говорит об особом призвании человека – соединить весь тварный мир с Богом. Обитание Святого Духа является залогом будущей вечной жизни за гробом, где каждый человек, в котором обитает Святой Дух, будет иметь возможность лицезреть Бога таким, каков Он есть. Спасение человека и обитание Святого Духа, согласно Конгару, осуществляются не в индивидуальном порядке, но совместно с другими человеческими индивидуумами, каковые составляют Церковь. Именно в Церкви и через Церковь, которая есть Тело Христово и храм Святого Духа, каждый человек становится также Храмом Святого Духа.
Для цитирования: Иеромонах Иоанн (Булыко И.П.) Богословская антропология Ива Конгара // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 3. С. 99–109. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.99

Ив Конгар, богословие, богословская антропология, Триединый Бог, образ Божий, богоподобие, обожение
(pdf, 4.4MB )

1. Булыко И.П. Пневматологический синтез экклезиологии и антропологии в богословии кардинала Ива Конгара // Вестн. ЧитГУ. 2012. № 6(85). С. 83–87.
2. Ginter M.E. Congar’s Theological Anthropology and His Doctrine of Salvation // CTSA Proc. 1998. № 53. P. 107–108.
3. Jelly F.M. Congar’s Theological Anthropology and His Doctrine of Salvation // The Josephinum Journal of Theology. 1998. № 6. P. 80–87.
4. Groppe E.T. Yves Congar`s Theology of the Holy Spirit. Oxford: Oxford University Press, 2004. 340 p.
5. Paddison G. An Examination of the Pneumatological Anthropology and Pneumatological Ecclesiology of Yves Congar: Roots and Ramifications: Thesis, Master of Theology. University of Otago, 2017. 150 p.
6. Heschel A.J. God in Search of Man: A Philosophy of Judaism. N. Y.: Harper and Row, 1955. 700 p.
7. Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестн. Православ. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Сер. 1: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1(57). С. 87–97. DOI: 10.15382/sturI201557.87-97
8. Lot-Borodine M. La déification de l`homme: selon la doctrine des pères grecs. Paris: Cerf, 1970. 250 p.
9. Прилуцкий А.М. Семиотика религии: Философско-религиоведческие исследования. СПб.: Инкери, 2007. 218 с.