
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
![]()
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 4.3MB )УДК113+128:165.745DOI10.17238/issn2227-6564.2019.2.125Сведения об авторахКРАСИКОВ Владимир Иванович, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник центра научных исследований Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Автор 522 научных публикаций**Адрес: 117638, Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1; e-mail: KrasVladIv@gmail.com АннотацияСтатья посвящена выявлению, анализу и сопоставлению онтологических схем двух основных подходов в понимании жизни – по ключевым текстам главных представителей витализма (Аристотель, Х. Дриш) и эволюционизма (Ч. Дарвин). В результате исследования мы получили две схемы витализма (древнего и нового): 1) вселенная – это ноо-центр с огромной слабо оформленной косно-материальной периферией и более активной соучаствующей организационно-возвышающейся витасферой; 2) сущее – композитность протяженного и непространственного, последнему, специфической целесообразности, принадлежит как дифференцирующе-антиэнтропийная, так и объединяющая гармонизирующая роль в мире. Формула естественной системы Жизни по Ч. Дарвину выглядит следующим образом: Прогрессия – Борьба за существование – Дивергенция и Вымирание – Совершенные формы. Витализм, как древний, так и новый, старается очень осторожно и деликатно решать вопрос о взаимосвязи особенностей сложности материального субстрата и организующей формы (энтелехии): они диалектичны и индивидуальны. Однако витализм не способен «прописать» механизмы этой взаимосвязи, вероятно, именно из-за невообразимой множественности конкретных вариантов подобной взаимосвязи. Потому и характеристики энтелехии приобретают абстрактный характер «системы отрицаний». Онтологическая схема эволюционизма предлагает ряд механизмов, которые раскрывают закономерности и направление развития живого во взаимодействии с изменяющимися внешними условиями. Вместе с тем каждый из механизмов исходит из допущения неких внутренних, неясных по естественной природе свойств (прогрессия, естественный отбор, врожденные вариации и стремление к совершенству).Ключевые словаАристотель, Х. Дриш, Ч. Дарвин, онтологическая схема, витализм, эволюционизмСписок литературы1. Шелдрейк Р. Новая наука о жизни / пер. с англ. Е.М. Егоровой. М.: Рипол Классик, 2005. 352 с.2. Майнцер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. М.: Либроком, 2009. 464 с. 3. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Киев; М.: София, 2003. 336 с. 4. Кунин Е.В. Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции. М.: Центрполиграф, 2014. 603 с. 5. Чайковский Ю.В. Заключительные мысли. М.: Тов-во науч. изд. КМК, 2016. 175 с. 6. Марков А. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий. М.: АСТ: CORPUS, 2014. 656 с. 7. Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. М.: Астрель, 2012. 527 с. 8. Богатых Б.А. Фрактальная природа живого. М.: Либроком, 2012. 256 с. 9. Майр Э. Эволюция // Эволюция. М.: Мир, 1981. С. 11–31. 10. Лисеев И.К. Становление новой парадигматики в биологических исследованиях // Философия науки. Вып. 7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001. С. 106–122. |