Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
101.1:930.1
10.17238/issn2227-6564.2019.2.103
ДЕМИН Илья Вячеславович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Автор более 150 научных публикаций*
*Адрес: 443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34; e-mail: ilyadem83@yandex.ru
В статье анализируется трактовка исторического познания в герменевтической феноменологии Густава
Шпета. Особое внимание уделяется проводимому Шпетом различению двух типов рефлексии – «положительной» и «отрицательной» философии. Показано, что данное различие имеет существенное значение
для самоопределения философии истории как дисциплины в современном – постметафизическом – контексте. Суть «отрицательной» философии, согласно Шпету, состоит в том, что все многообразие философских проблем редуцируется к теории и методологии научного познания, а философия как таковая отождествляется с философией науки. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в неокантианстве. В качестве
продуктивной альтернативы методологизму неокантианства Шпет выдвигает проект обновления «первой
философии», в рамках которого философия истории переосмысливается в феноменолого-герменевтическом ключе. В статье выявляются основные аргументы, выдвигаемые Шпетом против философии истории Генриха Риккерта. Руководствуясь принципом логического единства науки, Шпет отвергает присущий
концепции Риккерта методологический дуализм. В трактовке Риккерта философия истории сводится к логике исторического познания и методологии исторической науки, а последняя, в свою очередь, ставится
в зависимость от аксиологии. Шпет же настаивает на принципиально иной трактовке указанных дисциплин: основную задачу философии он усматривает в предваряющем раскрытии истории как специфической действительности, в экспликации «идеи истории», конститутивной для области исторического бытия.
Критика Шпетом философско-исторической концепции Риккерта не означает возврата к «докритическим»
наивно-спекулятивным историософским построениям, характерным для мыслителей французского Просвещения. Решающий момент, отличающий философию истории Шпета от классических теорий исторического процесса, – трактовка исторической реальности как реальности семиотической и герменевтической,
т. е. подлежащей пониманию и интерпретации. Предложенная Шпетом трактовка исторического познания, соотношения философии и логики истории органично вписывается в идейный контекст онтологического
поворота и может быть поставлена в один ряд с концепциями Гуссерля, Хайдеггера, Гадамера.
философия истории, историческое познание, герменевтическая феноменология Шпета, онтологический поворот, философская герменевтика, семиотика истории
1. Щедрина Т.Г. Философско-методологический проект Густава Шпета: дис. … д-ра филос. наук. М., 2003. 260 с.
2. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с. 3. Калиниченко В. Густав Шпет: От феноменологии к герменевтике // Логос. 1992. № 5. С. 37–61. 4. Михайлов И.А. Идея герменевтической феноменологии // Филос. мысль. 2016. № 5. С. 1–15. 5. Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Г.Г. Шпета // Логос. 1991. № 2. С. 199–214. 6. Кузнецов В.Г. Роль герменевтической феноменологии в обосновании положительной философии Густава Густавовича Шпета // Философия не кончается... Из истории отечественной философии. XX век: в 2 кн. Кн. I. 20–50-е годы. М.: РОССПЭН, 1998. С. 374–414. 7. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Изд-во Высш. религиоз.-филос. шк., 2001. 446 с. 8. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Наука, 1997. 532 с. 9. Демин И.В. Философия истории Генриха Риккерта: между метафизикой и постметафизикой // Филос. мысль. 2017. № 10. С. 65–82. 10. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 5–23. 11. Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. 512 c. 12. Микешина Л.А. Логика как условие и основание научной строгости исторического знания (Письмо Г.Г. Шпета Д.М. Петрушевскому 16 апреля – 6 мая 1928) // Густав Шпет и его философское наследие: у истоков семиотики и структурализма. М.: РОССПЭН, 2010. С. 28–57. 13. Пружинин Б.И. Семиотическая перспектива методологии гуманитарных наук // Густав Шпет и его философское наследие: у истоков семиотики и структурализма. М.: РОССПЭН, 2010. С. 57–66. 14. Оттавиано Дж. Г. Шпет: путь от феноменологии к герменевтике // HORIZON. Феноменол. исслед. 2013. № 2(1). С. 62–75. 15. Демин И.В. Семиотика истории и герменевтика исторического опыта. Самара: Самар. гуманит. акад., 2017. 273 с. 16. Кузнецов В.Г. Логика гуманитарного познания // Философия и общество. 2009. № 4. С. 22–63. 17. Савчук В.В. Феномен поворота в культуре XX века // Междунар. журн. исслед. культуры. 2013. № 1(10). С. 93–108. 18. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академ. проект, 2009. Кн. 1. 489 с. 19. Демин И.В. Понятие «региональной онтологии» в контексте герменевтической феноменологии М. Хайдеггера // Гуманит. и соц. науки. 2014. № 2. С. 202–205. 20. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с. |