CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Поведенческая экономика: методологический нарратив. C. 76–85

Версия для печати

: Философия

111.6:330.16

10.17238/issn2227-6564.2019.2.76

АНТИПОВ Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ». Автор 220 научных публикаций*
*Адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 56; e-mail: dr-eji2@yandex.ru

Сфера методологического анализа в экономических науках значительно уже, чем в науках о природе или историографии. Тем более это относится к поведенческой экономике (behavioral еconomics) – начавшей недавно формироваться дисциплине и области научного познания. Нобелевская премия 2018 года, присужденная пионеру в разработках этого направления экономических знаний Ричарду Талеру, – свидетельство роста влияния данной традиции. Характерный, доминирующий мотив предпринимаемых попыток методологических интерпретаций поведенческой экономики акцентирует ее место в основном на стыке экономики и психологии. Подобные констатации неадекватны и, соответственно, непродуктивны. Уже сама рефлексия экономистов связывает данную область экономики не с психологическими поведенческими реакциями, а с контекстом рациональности в принятии решений. Поэтому ситуация с поведенческой экономикой требует обращения не к психологии, а к плану эпистемологического анализа. В настоящей статье демонстрируется прикладной, методический характер знаний, продуцируемых обозначенной традицией. Примером может служить функция ценности Канемана–Тверски, подчеркивающая две важные особенности экономических решений: 1) люди асимметрично толкуют доходы и расходы (приобретения и потери), придавая больший вес расходам при принятии решений; 2) люди сначала оценивают отдельные события, а затем суммируют эти оценки. Кроме традиционного поведения людей функция ценности Канемана–Тверски объясняет ряд других типичных случаев поведения, которые как бы противоречат рациональной логике выбора. В исследовании обосновываются доминирующий характер процедуры абстракции на теоретическом уровне экономики как науки и доминирующий статус процедуры конкретизации в научных традициях типа поведенческой экономики.

экономика, поведенческая экономика, эпистемология, абстракция, конкретизация
(pdf, 4.3MB )

1. Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития: моногр. / под ред. Г.П. Журавлевой, Н.В. Манохиной, В.В. Смагиной. М.; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. 340 с.
2. Поппер К.Р. Неоконченный поиск: Интеллектуальная автобиография. М.: Праксис, 2014. 304 с.
3. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1993. 702 с.
4. Розов М.А. Научная абстракция и ее виды. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1965. 137 с.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. 575 с.
6. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Изд-во «Э», 2017.
7. Дорогобыцкий И.Н. Поведенческая экономика: экзотика или наука // Мир новой экономики. 2016. № 3. С. 94–105.
8. Саймон Г. Методологические основания экономики // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1989–1990. М.: Наука, 1991. С. 91–109.
9. Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках // Истоки. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. Вып. 3. С. 24–71.
10. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Экономическая социология – новое научное направление // Будущее науки: Междунар. ежегодник. М., 1986. С. 238–239.
11. Ваганов П.А. Физики дописывают историю / под ред. Я.А. Шера. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 216 с.