Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
140
10.17238/issn2227-6564.2019.1.128
ОВЧИННИКОВ Олег Владимирович, доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 200 научных публикаций*
*Адрес: 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 54, корп. 1; e-mail: o.ovchinnikov@narfu.ru ДЕМЕНЕВ Алексей Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 40 научных публикаций** **Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 1; e-mail: a.demenev@narfu.ru
Поведение человека объясняется результатом взаимодействия его природных и культурных граней. Под природным понимается набор генетических программ, полученных человеком в ходе эволюции, приведших к его выделению из мира животных и переходу на осознанный уровень поведения со способностью моделировать свое место в мире, оценивать прошлое и прогнозировать будущее.
Природные программы во всем животном мире и в человеке подталкивают особь к самосохранению,
но они же совершенствуются в сохранении популяций, а не отдельных особей. Это является биологической основой альтруистического поведения. На биологическую основу с течением времени в ходе
социализации накладывается культурная программа, прежде всего мораль, сформулированная в начале в религиозных системах, затем в философии, искусстве, литературе и т. д. Это выступает как социогеном. Человек из объекта в пищевых цепочках становится субъектом, ценностью для себя и других. В статье рассмотрена концепция К. Маркса о насилии как «повивальной бабке истории». История
ХХ – начала XXI века показала практическое испытание данной концепции, а также либеральной модели насилия при построении общества потребления. Авторы отмечают, что жесткая борьба светлого
и темного, человека и античеловека осуществляется в разных формах насилия. В работе дана оценка соотношения социальных и биологических факторов насилия в современных исследованиях.
философия насилия, асоциальное поведение, наследственность, биологическая основа насилия
1. Мальцева А.П. Насилие как феномен и как понятие // Человек. 2013. № 3. С. 147–151.
2. Радионова М. Причины отказа от материнства // Человек. 1996. № 5. С. 113–132. 3. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: в 5 т. М., 1974. Т. 4. С. 200–296. 4. Фурсов А.И. Капитализм сквозь призму мир-системного анализа (о работах Иммануила Валлерстайна и мир-системном анализе // Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2008. 176 с. 5. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М., 2016. 247 с. 6. Молган Д. Саранча и пчела. Хищники и творцы в капитализме будущего. М., 2014. 400 с. 7. Гуд Б. Мозг прирученный. Что делает нас людьми. М., 2015. 8. Baum M.L. The Monoamine Oxidase A (MAOA) Genetic Predisposition to Impulsive Violence: Is It Relevant to Criminal Trials? // Neuroethics. 2013. Vol. 6, № 2. P. 287–306. 9. Wasserman D. Ethical and Policy Issues in Genetic Prediction of Violence: Implications for Clinicians // Curr. Genet. Med. Rep. 2014. Vol. 2, № 4. P. 216–222. 10. Laucht M., Brandeis D., Zohsel K. Gene–Environment Interactions in the Etiology of Human Violence // Neuroscience of Aggression / ed. by K.A. Miczek, A. Meyer-Lindenberg. Heidelberg: Springer, 2014. Vol. 17. Р. 267–295. |