Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
930.85:133.4
10.17238/issn2227-6564.2019.1.119
ОБИДИНА Юлия Сергеевна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории средневековых цивилизаций Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Автор 153 научных публикаций*
*Адрес: 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2; e-mail: basiley@mail.ru
В статье рассмотрены магические практики древних греков архаической и классической эпохи с позиций
деятельности профессиональных магов и колдунов, именовавшихся в Древней Греции γόητες. Автор считает,
что классические труды по магии как древней, так и современной не удовлетворяют сегодняшнего исследователя ни с точки зрения методологических подходов, ни с точки зрения положений, вынесенных в них для изучения. Следовательно, назрела необходимость уйти от традиционных оценок древних магических практик
и описать их в русле интеллектуальных идей своего времени – иначе говоря, с позиций непосредственных
исполнителей данных ритуалов. Цель настоящего исследования – комплексный анализ исторических свидетельств о древнегреческих магических практиках, который даст возможность вывести на историческую
арену конкретную социальную группу, известную в древности как γόητες. В работе показано, что магическая
деятельность лежала вне сферы полисной религии и первоначально была сосредоточена на душах умерших,
а деятельность профессиональных магов была связана с взаимодействием с миром мертвых – практикой
некромантии и насыланием порчи, борьбой с призраками и любовными заклинаниями. Отмечается, что образ древнегреческого мага – заклинателя мертвых – персонифицировался в фигуре Орфея, который в своих
гимнах передал секреты дионисийского и элевсинского культов и известен в качестве разработчика ритуалов
инициаций дионисийских мистерий. Автор делает вывод о том, что использование магической деятельности
в интересах мертвых было дозволительной практикой, а использование мертвых в интересах живых осуждалось как нормами морали, так и на уровне правовых предписаний.
Древняя Греция, полисная религия, гражданский культ, некромантия, оракулы мертвых, души умерших
1. Winkelman M. Magic: A Theoretical Reassessment // Curr. Anthropol. 1982. Vol. 23, № 1. P. 37–66.
2. Wilamowitz-Moellendorff U. Der Glaube der Hellenen. Bd. 1. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1931. 412 S. 3. Greek Magic: Ancient, Medieval and Modern / ed. by J.C.B. Petropoulos. London: Routledge, 2008. 196 p. 4. Dickie M.W. Magic and Magicians in the Greco-Roman World. London: Routledge, 2003. 380 p. 5. Ogden D. Greek and Roman Necromancy. Princeton: Princeton University Press, 2004. 313 p. 6. Andronikos M. Totenkult. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1968. 140 S. 7. Cunningham G. Religion and Magic: Approaches and Theories. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999. 126 p. 8. Обидина Ю.С. Представления о бессмертии души в культуре Древней Греции: становление, эволюция, трансформация в христианское воскресение. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2007. 288 с. 9. Faraone C.A. Ancient Greek Love Magic. Cambridge: Harvard University Press, 1999. 223 p. 10. Faraone C.A. The Agonistic Context of Early Greek Binding Spells // Magika Hiera: Ancient Greek Magic and Religion / ed. by C.A. Faraone, D. Obbink. N. Y.: Oxford University Press, 1991. P. 3–32. |