CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Греческие маги в контексте полисной религии. C. 119–127

Версия для печати

: Философия

930.85:133.4

10.17238/issn2227-6564.2019.1.119

ОБИДИНА Юлия Сергеевна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории средневековых цивилизаций Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Автор 153 научных публикаций*
*Адрес: 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2; e-mail: basiley@mail.ru

В статье рассмотрены магические практики древних греков архаической и классической эпохи с позиций деятельности профессиональных магов и колдунов, именовавшихся в Древней Греции γόητες. Автор считает, что классические труды по магии как древней, так и современной не удовлетворяют сегодняшнего исследователя ни с точки зрения методологических подходов, ни с точки зрения положений, вынесенных в них для изучения. Следовательно, назрела необходимость уйти от традиционных оценок древних магических практик и описать их в русле интеллектуальных идей своего времени – иначе говоря, с позиций непосредственных исполнителей данных ритуалов. Цель настоящего исследования – комплексный анализ исторических свидетельств о древнегреческих магических практиках, который даст возможность вывести на историческую арену конкретную социальную группу, известную в древности как γόητες. В работе показано, что магическая деятельность лежала вне сферы полисной религии и первоначально была сосредоточена на душах умерших, а деятельность профессиональных магов была связана с взаимодействием с миром мертвых – практикой некромантии и насыланием порчи, борьбой с призраками и любовными заклинаниями. Отмечается, что образ древнегреческого мага – заклинателя мертвых – персонифицировался в фигуре Орфея, который в своих гимнах передал секреты дионисийского и элевсинского культов и известен в качестве разработчика ритуалов инициаций дионисийских мистерий. Автор делает вывод о том, что использование магической деятельности в интересах мертвых было дозволительной практикой, а использование мертвых в интересах живых осуждалось как нормами морали, так и на уровне правовых предписаний.

Древняя Греция, полисная религия, гражданский культ, некромантия, оракулы мертвых, души умерших
(pdf, 4.2MB )

1. Winkelman M. Magic: A Theoretical Reassessment // Curr. Anthropol. 1982. Vol. 23, № 1. P. 37–66.
2. Wilamowitz-Moellendorff U. Der Glaube der Hellenen. Bd. 1. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1931. 412 S.
3. Greek Magic: Ancient, Medieval and Modern / ed. by J.C.B. Petropoulos. London: Routledge, 2008. 196 p.
4. Dickie M.W. Magic and Magicians in the Greco-Roman World. London: Routledge, 2003. 380 p.
5. Ogden D. Greek and Roman Necromancy. Princeton: Princeton University Press, 2004. 313 p.
6. Andronikos M. Totenkult. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1968. 140 S.
7. Cunningham G. Religion and Magic: Approaches and Theories. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999. 126 p.
8. Обидина Ю.С. Представления о бессмертии души в культуре Древней Греции: становление, эволюция, трансформация в христианское воскресение. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2007. 288 с.
9. Faraone C.A. Ancient Greek Love Magic. Cambridge: Harvard University Press, 1999. 223 p.
10. Faraone C.A. The Agonistic Context of Early Greek Binding Spells // Magika Hiera: Ancient Greek Magic and Religion / ed. by C.A. Faraone, D. Obbink. N. Y.: Oxford University Press, 1991. P. 3–32.