CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Интернет-пространство как фактор трансформации современного искусства. С. 118–127

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

7.01+18:004.738.5

Сведения об авторах

САФИНА Айнур Маратовна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Автор 44 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий*
*Адрес: 420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1; e-mail: ainur.safina@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются те метаморфозы современного искусства, что обусловлены развитием инфо-коммуникационных технологий. Показано, что Интернет и микрочиповые технологии изменяют не только способ хранения и репродуцирования художественного творения, но к тому же способ его создания и законы восприятия. Во-первых, когда Интернет становится новым хронотопом художественного произведения, а сетевая культура – социокультурным контекстом его существования, изменяется отношение «автор – зритель». Привилегированное положение в указанной паре традиционно занимал автор, но в социальных медиа это отношение трансформируется: теперь каждый интернет-пользователь оказывается не только потребителем культурных благ, но и как минимум их со-автором. Во-вторых, в условиях сетевой культуры основной функцией искусства выступает коммуникация (в трактовке О. Аронсона), а само произведение превращается в коммуникативный объект. Все это приводит к дистанцированию, отчуждению зрителя/читателя от художественного содержания произведения и, кроме того, собственных эстетических переживаний. В результате эстетическое содержание произведения оказывается избыточным, а господствующей риторикой восприятия искусства в Сети становится ирония, что отражается на образцах как элитарного, так и массового искусства. Она способна снизить пафос произведений высокой культуры, обесценить их, однако в случае с масскультом ироническая установка обеспечивает ту психологическую дистанцию и здоровое отчуждение, которые делают возможным рефлексию и критическое осмысление масскульта.

Ключевые слова

современное искусство, инфо-коммуникационные технологии, сетевая культура, сетевое сообщество, коммуникация, коммуникативное сообщество
Скачать статью (pdf, 4.2MB )

Список литературы

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. URL: http://forlit.philol. msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm (дата обращения: 20.01.2018).
2. Галкин Д.В. Техно-художественные гибриды или произведение искусства в эпоху его компьютерного производства (V1.0A) // Гуманит. информатика. 2007. Вып. 3. С. 40–53.
3. Горных А., Усманова А. Эстетика Интернета и визуальное потребление: к вопросу о сущности и специфике Рунета // Control+Shift: публичное и личное в русском интернете: сб. ст. М.: Новое лит. обозрение, 2009. C. 261–284.
4. Ерофеева М.А., Федоров А.А. Производство и потребление изображений в цифровую эпоху // Лабиринт. Журн. соц.-гуманит. исслед. 2014. № 2. С. 147–157.
5. Скидан А. Поэзия в эпоху тотальной коммуникации // Воздух. 2007. № 2. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2007-2/skidan/ (дата обращения: 20.01.2018).
6. Шапинская Е.Н. Культура в эпоху «цифры»: культурные смыслы и эстетические ценности // Культура культуры. 2015. № 3(7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-v-epohu-tsifry-kulturnye-smysly-i-esteticheskietsennosti(дата обращения: 20.01.2018).
7. Шапинская Е.Н. Виртуальная реальность как пространство эскапизма: безграничные возможности и новые опасности // Культура культуры. 2014. №4(4). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kakprostranstvo-eskapizma-bezgranichnye-vozmozhnosti-i-novye-opasnosti (дата обращения: 20.01.2018).
8. Ловинк Г. Мир за пределами «Facebook» // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 2(10). С. 1–10.
9. Boyd D.M., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // J. Comput.-Mediat. Commun. 2007. Vol. 13, № 1. Р. 210–230.
10. Campanelli V. Web Aesthetics: How Digital Media Affect Culture and Society. Rotterdam: NAI, 2010. 272 p.
11. Аронсон О.В. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М.: Новое лит. обозрение, 2007. 384 с.
12. Криволап А. Девальвация медиа-активизма: от «DIY» до «I LIKE» // Междунар. журн. исслед. культуры. URL: http://culturalresearch.ru/ru/media/73?devact (дата обращения: 20.01.2018).
13. Емелин В.А. Глобальная сеть и киберкультура. URL: http://emeline.narod.ru/cyberculture.htm (дата обращения: 20.01.2018).
14. Нургалеева Л.В. Искусство сетевых презентаций в свете интерпретационной эстетики // Гуманит. информатика. 2004. Вып. 1. С. 126–137.
15. Санина А. Визуальная политическая ирония в Рунете: кейс сообщества “Potsreotizm”// Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2015. № 9. С. 79–95.
16. Гуторенко Л.С. Ирония и сарказм в интернет-мемах на английском языке // Россия и Запад: диалог культур. 2016. № 12. С. 56–62.
17. Сафина А.М. Сетевая культура как продукт и условие развития сетевых сообществ // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 5. С. 87–95.
18. Мартынов К. Век писателей: текст и письмо в новых медиа // Логос. 2015. Т. 25, № 2(104). С. 1–11.