CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Проблема «Россия – Запад» в русской консервативной историософии XIX – начала ХХ века. С. 98–108

Версия для печати

: Философия

130.2

ПАРИЛОВ Олег Викторович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России. Автор 130 научных публикаций*
*Адрес: 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3; e-mail: olegparilov@yandex.ru

В статье исследуется эволюция взглядов русских консервативных философов истории XIX – первой трети ХХ века (славянофилов, авторов цивилизационных теорий Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, евразийцев) на проблему взаимоотношения России и Запада, определения этно-цивилизационной идентичности нашей страны и ее призвания в мировой истории. Рассматриваемые идеи особенно актуальны для современной России. Непроясненность вопросов о глубинных причинах агрессии западной цивилизации против нашей страны и о стратегии реагирования на эту агрессию, о роли России в современном геополитическом раскладе; противоречивая внутренняя политика (сопряженность антизападной риторики с некритичным копированием европейско-американских моделей государственного строительства, трактовкой западной цивилизации в качестве общечеловеческой) – все это свидетельствует о ситуации цивилизационной неопределенности нынешней России. В решении обозначенных вопросов консервативными авторами XIX – начала ХХ века прослеживается общая динамика движения с Запада на Восток. Славянофилы подчеркивают необходимость органичного взаимодействия русской православной культуры с культурой европейской. Апологет всеславянского культурно-исторического типа Н.Я. Данилевский трактует западную цивилизацию как гибнущую и враждебно настроенную по отношению к России, взаимодействие с Западом для нашей страны считает пагубным. Этот взгляд на романо-германский мир будет воспринят и его последователями. К.Н. Леонтьев отрицает всеславянскую солидарность, сосредотачиваясь на России как наследнице Византии. Евразийцы утверждают русско-азиатскую (туранскую) идентичность России, необходимость культурного взаимодействия с великими цивилизациями Востока. Все консервативные мыслители данного периода отстаивают идею органического развития нашей страны, недопустимости механического копирования культурного опыта иных цивилизаций.

русский консерватизм, славянофильство, неославянофильство, византизм, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, евразийство, Россия и Запад
(pdf, 4.2MB )

1. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопр. философии. 1993. № 4. C. 24–34.
2. Межуев В.М. О национальной идее // Вопр. философии. 1997. № 12. С. 3–14.
3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Эксмо, 2003. 543 с.
4. Батанова О.Н. Концепция русского мира: зарождение и развитие // Вестн. Нац. ин-та бизнеса. 2008. Вып. 6. C. 83–91.
5. Парилов О.В. Типологические особенности старообрядчества и славянофильства и их значение в развитии русского национального самосознания: дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2000. 180 с.
6. Щеглов Б. Ранние славянофилы, как религиозные мыслители и публицисты. Ч. 1. К вопросу о сущности учения А.С. Хомякова. Киев: Тип. Киев. артели печ. дела, 1917. 135 с.
7. Парилов О.В. «Три разговора…» Вл. Соловьева и современное толерантное общество // Соловьев. исслед. 2010. № 3(27). С. 31–38.
8. Карабаева К.Д. Восприятие и оценка евразийцами идейного наследия Запада // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2013. № 7(156). С. 105–110.
9. Сигачев М.И. Образ Запада как региона в представлении евразийцев и неоевразийцев // Актуал. проблемы гуманит. и естеств. наук. 2011. № 1. С. 304–307.
10. Демидов А.В. «Россия – Запад» в оценке евразийской исторической школы // Вестн. МГУП им. Ивана Федорова. 2011. № 3. С. 238–254.