Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Филология
821.161.1
СУХИХ Ольга Станиславовна, доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры русской литературы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Автор 93 научных публикаций*
*Адрес: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 37; e-mail: ruslitxx@list.ru
В статье рассматривается образ главной героини романа М.А. Осоргина «Свидетель истории» Наташи
Калымовой в сопоставлении с образом героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Кириллова. Целью работы
стало выявление общности и различий взглядов этих персонажей на проблему жизни и смерти, самоубийства.
С помощью сравнительно-типологического метода проводится сопоставление философских взглядов героев,
авторского отношения к ним. Делается вывод о том, что Наташей Калымовой, как и Кирилловым, руководит
прежде всего стремление к свободе от любых обстоятельств, в т. ч. от слабостей, продиктованных самой человеческой природой. Точкой соприкосновения философских взглядов героев становится понимание добровольной смерти как высшего проявления личности. Причиной бесстрашия героини романа «Свидетель истории»
оказывается желание самой определять собственную судьбу и управлять жизнью и смертью. Наташа Калымова сознательно идет на поступок, за которым должна последовать смерть, и понимает это как наиболее яркое
проявление свободы воли. Точно так же Кириллов у Ф.М. Достоевского считает, что «главная свобода» – это
способность человека самому прервать собственную жизнь. В обоих персонажах естественное чувство страха
смерти побеждено данной идеей. У обоих героев восприятие добровольной смерти как абсолютной свободы
связано с атеистическими взглядами. Кириллов в романе Ф.М. Достоевского в итоге погибает, но героиня
М.А. Осоргина остается в живых и получает возможность по-новому увидеть жизнь. Наташа Калымова переосмысливает ее в пантеистическом ключе – и такие размышления героини близки автору романа.
Ф.М. Достоевский, роман «Бесы», М.А. Осоргин, роман «Свидетель истории», проблема жизни и смерти, проблема свободы, философия самоубийства
1. Мужайлова Е.А. Два «игрока» русской литературы: Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина. URL: http://www. rusnauka.com/2_KAND_2008/Philologia/25777.doc.htm (дата обращения: 15.07.2016).
2. Мужайлова Е.А. Достоевский и Осоргин: типология почвенничества. Уфа: Вагант, 2008. 193 с. 3. Лобанова Г.И. «Маленький человек» в вихре истории: опыт анализа романов М. Осоргина 1920–1930 гг. Уфа: Vagant, 2008. 207 с. 4. Фрадкина С.Я. На перекрестке традиций («Сивцев Вражек» Михаила Осоргина и традиции русской классики) // Михаил Осоргин. Страницы жизни и творчества: материалы науч. конф. «Осорг. чтения», г. Пермь, 23–24 ноября 1993 года. Пермь: Перм. ун-т. 1994. С. 13–21. 5. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия. URL: http://anthropology.ru/ru/text/evlampiev-ii/kirillov-i-hristos-samoubiycy-dostoevskogo-i-problema-be... (дата обращения: 01.08.2016). 6. Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского. С. 8. URL: http://litlife.club/br/?b=114526&p=8 (дата обращения: 01.08.2016). 7. Ермилова Г.Г. Событие падения в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». URL: http://www.booksite.ru/fulltext/dos/toj/evs/kii/dostojevskii_f/sbor_stat/4.htm (дата обращения: 01.08.2016). 8. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 4(17). С. 130–136. 9. Петухов В.Б. Серебряный век русской культуры и терроризм. Ульяновск: УлГТУ, 2006. 128 с. 10. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство URL: http://royallib.com/book/chhartishvili_grigoriy/pisatel_i_samoubiystvo.html (дата обращения: 06.08.2016). |