CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

О трагической ипостаси Северодвинского поэтического текста. С. 39–52

Версия для печати

: Филология

821.161.1:81’42(1-17)(082)

ЛОШАКОВ Александр Геннадьевич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры литературы и русского языка филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области. Автор более 100 научных публикаций*
ПОПОВ Роман Васильевич, доцент, доцент кафедры литературы и русского языка филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области. Автор более 60 научных публикаций**
*Адрес: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. К. Маркса, д. 36; e-mail: a.loshakov@narfu.ru
**Адрес: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. К. Маркса, д. 36; e-mail: r.popov@narfu.ru

Предметом анализа в статье является трагический план содержания Северодвинского поэтического текста. Данная текстовая формация представляет собой субтекст Северного регионального текста русской литературы (сверхтекста). Интенсивное формирование Северодвинского текста происходило в начале 90-х годов ХХ века с приходом в литературу нового поколения поэтов (И. Павлов, Э. Федоренко, А. Прудникова, А. Сазонов, Т. Щербинина, А. Менц и др.). Именно в их творчестве ярко проявила себя трагическая ипостась северодвинского локуса, возникшая в противовес созидательно-героической, романтической, представленной в подцензурных текстах о городе. Трагическое звучание Северодвинского текста во многом мотивировано «лагерным» прошлым города. Способствуют созданию смыслового единства Северодвинского текста как субтекста Северного сверхтекста внутренние интертекстуальные связи; общий с ним мотивно-образный фонд (путь, поиск, смерть, замкнутое пространство, одиночество; море, река, берег, дом, болото, кладбище, ядерный могильник, зона, ветер, ночь, черные птицы и др.); инвариантный сюжет (продвижение героя в физическом и метафизическом пространстве локуса в поисках ответов на вечные экзистенциальные вопросы, путей спасения); тип героя (духовный странник). В силу действия принципов исторической аналогии и смысловой трансгрессии в Северодвинском тексте актуализируются тетические и эсхатологические смыслы о создании и гибели города Петербургского текста русской литературы. Данные смыслы выражаются посредством обширного ряда цитат и реминисценций. Программными произведениями Северодвинского текста являются стихотворения И. Павлова, А. Прудниковой и Т. Щербининой с одинаковым названием «Закрытый город». Концептуально значимым в субтексте выступает параллелизм между образами Петра I и Сталина, имена которых часто табуируются. Пронзительно звучат в стихах безвременно ушедших поэтов И. Павлова, А. Сазонова, Э. Федоренко, А. Менца мотивы предчувствия смерти, роковой судьбы. Мифопоэтическое и мифологизированное пространство Северодвинского текста пронизано смыслами как отрицательной, так и положительной семантики.

Северный текст русской литературы, Северодвинский поэтический текст, Петербургский текст русской литературы, городской сверхтекст, эсхатологический миф, тетический миф, смысловая трансгрессия, И. Павлов, А. Сазонов
(pdf, 4.2MB )

1. Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы как сверхтекст // Семантика и прагматика слова и текста. Поморский текст: сб. науч. ст. / отв. ред., сост. А.Г. Лошаков, Л.А. Савелова. Архангельск: Солти, 2010. С. 8–15.
2. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. СПб.: Искусство-СПБ, 2003. 612 с.
3. Лошаков А.Г. Трансгрессия как принцип организации семантического пространства сверхтекста // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.В. Симашко. М.; Северодвинск: БИБКОМ, 2017. Вып. 8. С. 202–215.
4. Антипина А.С. Архангелогородский субтекст Северного текста // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: моногр. / сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова, А.Г. Лошаков. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. Т. 1. С. 276–282.
5. Лимерова В.А. Архангельск в сочинениях М.Ф. Истомина // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: моногр. / сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова, А.Г. Лошаков. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. Т. 1. С. 282–290.
6. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Л.: Лира, 1990. 256 с.
7. Лошаков А.Г., Гаврищук Е.А. Петербургский текст З.Н. Гиппиус // Семантика и прагматика слова и текста: моногр. / отв. ред. А.А. Камалова, А.Г. Лошаков. Архангельск, 2004. С. 317–365.
8. Волошин М. Некто в сером. «Жизнь Человека» Леонида Андреева. (Альманах «Шиповник»), «Иуда Искариот и др.» Его же. (Сборник «Знания», кн. XVI) // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 457–463.
9. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 259–367.
10. Бурлов А.Н. А ты мне, улица родная…: о Молотовске-Северодвинске, друзьях-товарищах и немного о себе. Северодвинск, 2016. 304 с.
11. Галимова Е.Ш. Образ болота в творчестве русских поэтов // Северный текст русской литературы: сб. /сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова. Архангельск: Помор. ун-т, 2009. Вып. 1. С. 85–93.