Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 4.1MB )УДК111.7+291.23Сведения об авторахКАЗАЧЕНКО Константин Юрьевич, соискатель кафедры истории отечественной философии Российского государственного гуманитарного университета (Москва)Адрес: 125993, Москва, Миусская пл., д. 6; e-mail: infirmus100@yahoo.com АннотацияСтатья посвящена раскрытию проблемы эсхатологической метафизики, включающей в себя оправдание миротворения, мировой истории и человеческого духа. Все составляющие данной проблемы рассматриваются поочередно. Так, показано, что ни катафатическая, ни апофатическая теология не решают вопроса о теодицее, поскольку катафатическая теология предельно рационализирует тайну миротворения и превращает мировую историю в игру Бога с самим собой, апофатическая же теология в конечном итоге приводит к самому радикальному теоцентризму. В исследовании охарактеризована концепция теодицеи Г.В. Лейбница; при этом подчеркнуто, что лейбницианская теодицея совершенно не убедительна с философской точки зрения и, кроме того, не является христианской. Решение такой составляющей проблемы эсхатологической метафизики, как теодицея, может быть достигнуто в рамках учения Н.А. Бердяева о добытийственной свободе (Ungrund), тем не менее учение об Ungrund не решает таких аспектов указанной проблемы, как оправдание миротворения и оправдание мировой истории. При раскрытии сущности оправдания миротворения отмечено, что оно возможно в том случае, если все тварные сущности обретут абсолютную свободу как по бытию, так и по рождению, подобно самому Богу. Вместе с тем, если придерживаться концепции Н.А. Бердяева об Ungrund, эта богоравная свобода может быть достигнута с помощью собственной духовной сущности человека, отличной от божественной. Теоретическая основа всеобщего спасения может заключаться в том, что Ungrund, присутствующий, по словам Н.А. Бердяева, в человеческой душе, присутствует в ней полностью, поскольку является трансцендентной сущностью, к которой не применимы категории мира явлений.Ключевые словаэсхатологическая метафизика, теодицея, миротворение, мировая история, мировое зло, человеческий дух, богоравная свободаСписок литературы1. Петров Ф.Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект): дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2001. 149 с.2. Глазков А.П. Эсхатологическая историософия русской философии XIX – первой половины XX века: дис. … д-ра филос. наук. М., 2014. 389 c. 3. Мюллер Д.Т. Христианская догматика. URL: http://luter.hut4.ru/lib/dogmatika/dogmatika06.html (дата обращения: 14.08.2017). 4. Schleiermacher F. The Christian Faith / ed. by and trans. H.R. Mackintosh, J.S. Stewart. Edinburg: T. & T. Clark, 1928. 760 p. 5. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/osnovy-hristianskoj-filosofii/2_4_3 (дата обращения: 14.08.2017). 6. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). М.: Владос, 1995. 208 c. 7. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Мир как воля и представление. М.: ТЕРРА–Кн. клуб: Республика, 2001. 558 с. 8. Бердяев Н.А. Из этюдов о Я. Беме. Этюд I. Учение об Ungrund // Путь. 1930. № 20. URL: http://www.odinblago.ru/path/20/2 (дата обращения: 20.08.2017). 9. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1989. Т. 4. 554 c. 10. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 592 с. 11. Бердяев Н. О назначении человека. URL: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_02.html (дата обращения: 20.08.2017). |