CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

«Подросток» Ф.М. Достоевского: идея сюжета. С. 54–62

Версия для печати

Рубрика: Филология

Скачать статью (pdf, 4.1MB )

УДК

821.161.1

Сведения об авторах

КЛАДОВА Наталья Александровна, кандидат филологических наук, преподаватель образовательного центра «Forward-School» (Москва). Автор 16 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий, трех учебных пособий
Адрес: 123242, Москва, ул. Красная Пресня, д. 9; e-mail: natakladova@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу идеи романа Ф.М. Достоевского «Подросток» и особенностям ее воплощения. На сюжетной структуре произведения лежит основная идейная нагрузка: логика событий отражает логику становления главного героя и его самоопределения. Анализ сюжета позволил автору настоящего исследования выявить глубокий символический подтекст романа, открыть нечто новое в идее Ф.М. Достоевского, понять, как композиционно построено произведение. Автор стремится показать значимость родственных отношений героев, раскрыть смысл подтекстовой антитезы: все друг другу являются родственниками – генетически и чужими – духовно. Особенность образной системы (все герои находятся в отношениях родства, близкого или далекого) контрастирует с сущностью их личностных отношений друг с другом. Интересна в этом смысле идея отцовства – истинного и ложного, – уходящая корнями в православное мировидение. Указанная идея формирует определенную иерархию ценностей, создает философскую глубину художественного мира, отражая, с точки зрения Ф.М. Достоевского, норму человеческих отношений. Анализ образной системы и соотнесенности сюжетных эпизодов позволил сделать вывод о том, что романная семья нравственно ущербна и отношения искажены в своей сущности. Созидательной энергии Софьи и Макара Долгорукого, способных быть членами семьи, не хватило на то, чтобы восстановить порванные связи, однако они подарили Аркадию веру в возможность создания новой семьи. Роман «Подросток», по мнению автора статьи, – попытка Ф.М. Достоевского показать трудный, долгий, но действительный (и единственно возможный) путь человека к осознанию себя членом семьи в евангельском смысле этого слова.

Ключевые слова

Ф.М. Достоевский, роман «Подросток», символический подтекст, идея родства, идея отцовства

Список литературы

1. Степанян К.А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М.: Раритет, 2005.
2. Гаричева Е.А. Голоса героев в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 2002. Сб. 4. С. 364–382.
3. Седов К.Ф. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: опыт целостного анализа художественного текста // Художественный текст: онтология и интерпретация. Саратов: Саратов. пед. ин-т им. К.А. Федина, 1992. С. 108–116.
4. Авдевнина О.Ю. «Будущность» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»: семантика, грамматика, идеи и идеалы // Рус. яз. в шк. 2011. № 1. С. 51–54.
5. Thompson D.O. Problems of the Biblical Word in Dostoevsky’s Poetics // Dostoevsky and the Christian Tradition / ed. by G. Pattison, D.O. Thompson. N. Y.: Cambridge University Press, 2001. P. 69–99.
6. Pyman A. Dostoevsky in the Prism of the Orthodox Semiosphere // Dostoevsky and the Christian Tradition / ed. by G. Pattison, D.O. Thompson. N. Y.: Cambridge University Press, 2001. P. 103–115.
7. Невшупа И.П. Общечеловеческое в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Национальное и общечеловеческое в русской художественной и философской мысли в условиях глобализации. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. С. 94–99.
8. Vladiv-Glover S. The Accidental Family in The Adolescent and Wittgenstein’s ‘Family Relations’: The Novel as Model of Meaning // Аспекты поэтики Достоевского в контексте литературно-культурных диалогов. СПб.: Дм. Буланин, 2011. С. 67–87.
9. Башкиров Д.Л. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» (Главная тема русской литературы и роман Ф.М. Достоевского «Подросток») // Достоевский и современность. Старая Русса: Новгор. гос. объед. музей-заповед. «Дом-музей Ф.М. Достоевского», 1998. С. 3–12.
10. Бертнес Ю. «Христос-отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1998. Вып. 2. С. 409–415.
11. Кладова Н.А. Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов: творческий диалог: моногр. М.: Спутник+, 2009. 81 с.