CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Семиотика ритуалосферы царя-страстотерпца Павла Петровича в контексте царебожнического мифа. С. 129–138

Версия для печати

: Философия

130.3:291.1

ПРИЛУЦКИЙ Александр Михайлович,
доктор философских наук, заведующий кафедрой истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий и 4 учебников
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 20; e-mail: alpril@mail.ru

В статье приведены результаты структурно-семиотического анализа культа императора Павла I в современном маргинальном православии. Культ императора Павла соотносится с умеренной формой современного царебожничества, и в этом заключен особый исследовательский интерес. В работе представлены оригинальные мифологемы и теологемы, позволяющие охарактеризовать различные уровни семиотики царебожничества. Проанализирована специфика семиозиса культа императора Павла и его роль в формировании царебожнического дискурса как такового. Автор раскрывает структурные отношения теологем и мифологем «павловского мифа» в контексте дискурсов почитания царя Ивана Грозного, императора Николая II и «железного императора» (метафора из неканонического тропаря Иосифу Великому, т. е. И.В. Сталину). В связи с этим выявляются специфика символических структур павловской ритуалосферы на основании анализа текстов неканонических акафистов и специфика агиологического статуса императора Павла в маргинальном православии. Автор показывает, что в ритуалосфере современного маргинального православия сформировались новые аксиологические установки (они совмещают элементы мифологем и теологем), определяющие особый статус царской святости. В их свете святость почитаемых правителей не столько задается соответствием их жизни и смерти традиционным православным агиологическим нормам, сколько фактом наличия царского сана. При этом формируется представление о том, что святость царя является априорным качеством, а любое действие, направленное против личности царя, оказывается формой богоборчества.

император Павел I, маргинальное православие, современное православие, царская святость, царебожничество
(pdf, 4MB )

1. Плякин М.Е. Искажения церковного предания в неканоничных богослужебных текстах на примере почитания святых царственных страстотерпцев // Церковь и время. 2014. № 2(67). С. 103–126.
2. Митрофанова А.В. «Политическое православие» и проблема религиозности // Философия и общество. 2006. № 1. С. 78–95.
3. Зыгмонт А.И. О феномене «царебожия» в современной религиозной культуре России // Вестн. РГГУ. Сер.: Культурология. Искусствоведение. Музеология. 2012. № 11. С. 138–145.
4. Чумакова Т.В. Представление о царской власти в среде современных православных маргиналов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Междунар. отношения. 2013. Вып. 3. С. 61–65.
5. Никольский Е.В. Ересь царебожия как «реинкарнация» культа деизированных правителей древнего мира // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 11.
6. Кнорре Б.К. Движение за канонизацию Ивана Грозного и православно-монархический цезаризм // Религия и российское многообразие / науч. ред. и сост. С.Б. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2011. С. 503–528.
7. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2002. 488 с.
8. Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис (Полит. исслед.). 2000. № 5. С. 133–154.
9. Хвалин А.Ю. Пасха Императора. Материалы к житию Царя-мученика Павла I Петровича. М.: Кругъ, 2008. 160 с.
10. Летина Н.Н. Аксиологические акценты личностного опыта («русский Гамлет» Павел I) // Ярослав. пед. вестн. 2016. № 6. С. 343–349.
11. Карандашов В.Д., Лебедев В.Ю. Пролегомены семио-герменевтического религиоведения // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2017. № 3. С. 124–133.
12. Филюшкин А. Преужасная перемена. Почему русское общество не приняло павловских реформ? // Родина. 2011. № 7. С. 15–18.
13. Колзина П.В. Образ Павла I в городском фольклоре // Тр. ист. фак. С.-Петерб. ун-та. 2012. № 11. С. 45–51.
14. Лукьяненко А.А. Мифологический и сакральный аспекты образа русского правителя: историософский анализ // Путь науки. 2014. Т. 2, № 9(9). С. 10–14.
15. Прилуцкий А.М. «Святой старец Григорий Новый»: категориальная семиотика образа // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер.: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 19. С. 124–130.
16. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Имя святого и его семиотическая специфика // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2017. № 2. С. 100–107.
17. Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестн. Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Сер. 1: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1(57). С. 87–97.