CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Метафора молчания в современной культуре: теоретический аспект. С. 111–117

Версия для печати

: Философия

130.2:8

ЛОГИНОВА Марина Васильевна,
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии и библиотечно-информационных ресурсов института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (г. Саранск, Республика Мордовия). Автор 175 научных публикаций
Адрес: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44 А/3, корп. 28; e-mail: marina919@mail.ru

Статья посвящена теоретическому осмыслению метафоры молчания и ее значения для современной культуры. Цель работы – выделить и охарактеризовать формы молчания в культуре, применив для их изучения онтологический подход, который раскрывает основополагающие принципы бытия молчания в контексте современной культуры. Новизна настоящей статьи заключается в исследовании феномена молчания, имеющего многоаспектный характер как существования, так и интерпретации. В статье молчание не только рассматривается как проблема культурного бытия, но и представлено в качестве метафоры. Теоретическая значимость работы состоит в постановке и решении вопроса о метафорическом характере проблемы молчания, существовании молчания в различных контекстах (философский, лингвистический, эстетический, религиозный и др.). Автор определяет значение теоретического аспекта молчания с культурфилософских позиций, акцентируя формы молчания в культуре (пауза, умолчание, метафизическое молчание). Полученные результаты, а также примененный автором подход представляют практическую значимость для философских, эстетических, искусствоведческих исследований, определяющих векторы развития современной культуры и искусства. Результаты настоящего исследования состоят в выделении следующих аспектов проблемы молчания: онтологический характер форм молчания; содержание метафоры молчания в культуре; значение культурного контекста для определения специфики метафоры молчания. Специфика метафоры молчания заключается в процессуальном характере современной культуры, который противостоит статичному и окончательно оформленному пониманию бытия. В заключение автор определяет становящийся, событийный характер метафоры молчания. Молчание раскрывает диалогический характер взаимосвязи человека и мира, акцентируя метафоричность как незаконченность и открытость молчания, обнажая незавершенность смысла как незавершенность человеческого существования.

онтология, онтологический подход, метафоричность, метафора молчания, Другой
(pdf, 4MB )

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
2. Бибихин В.В. Язык философии. СПб.: Наука, 2007. 392 с.
3. Исупов К.Г. Метафизика Достоевского. М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2016. 199 с.
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Акад. проект, 2008. 303 с.
5. Логинова М.В. Онтология выразительных форм в культуре // Вестн. Мордов. ун-та. 2014. № 4. С. 207–215.
6. Железняк В.Н., Столбова Н.В., Мусеев Н.А. Онтология прекрасного: методологический аспект // Культура и искусство. 2017. № 3. С. 31–40. URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23146 (дата обращения: 10.12.2017).
7. Махов Н.М. Онтология искусства. История, теория, философия «старого» и «нового» искусства. Общие аспекты мировой культуры. Теория эстетической парадигмы; теория периодизации постмодернистского движения. Причины возникновения абстрактной живописи. М.: ЛЕНАНД, 2016. 448 с.
8. Павлов П.В. Онтологическая идея истины в философии и культуре. Методологические подходы. М.: Вуз. кн., 2013. 190 с.
9. Luks L. Art as the Silence of the World. An Attempt at a Phenomenological Interpretation // J. Br. Soc. Phenomenol. 2017. Vol. 48, № 4. P. 275–286.
10. Rueda L.S. Ontology of Events vs. Ontology of Facts: About the Current Fissures between the Continental and Analytic Traditions // J. Br. Soc. Phenomenol. 2006. Vol. 37, № 2. P. 120–137.
11. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004.
12. Арутюнова Н.Д. Феномен молчания // Язык о языке. М., 2000. С. 417–436.
13. Бахтин М.М. Из записей 1970–1971 годов // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 336–360.
14. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
15. Аркадьев М.А. Креативное время, «археписьмо» и опыт Ничто // Логос. 1994. № 6. С. 164–178.