CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Эсхатологические идеи в структуре и генезисе древнерусских синодиков. С. 36–43

Версия для печати

: Филология

821.161+393+251

БЕДИНА Наталья Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 50 научных публикаций
Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: bedina-nat@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы отражения средневековых эсхатологических представлений в синодике как жанре служебной книжности. В базовой синодичной форме (помяннике), состоящей почти исключительно из перечисления поминаемых имен, воплощен образ мира как книги (перечня), которому присуща семантика целостности и полноты. Принцип перечисления возводит текст синодика к библейскому эсхатологическому образу «небесных книг». С конца XV века на Руси помянник начинает предваряться «литературными предисловиями». Автор статьи останавливается на жанрово-семантическом анализе Предисловия «Сие предисловие общаго синодика, еже есть помянника…», атрибутируемого патриарху Иову (И.В. Дергачева), с целью выявления в нем средневековых эсхатологических идей. Основная тема Предисловия – «малая» эсхатология, т. е. частный суд. Однако эсхатологизм Предисловия имеет не только прагматический характер – это эсхатологизм Богообщения. Тексту присущи особенности ораторской речи, что формирует «публичное пространство» служебного текста, причем участниками «беседы» оказываются и усопшие «от века и до сего времяни», и собрание живых, и Господь. Обращение к Богу с надеждой на Его милосердие составляет содержательную основу синодика как служебного жанра. «Эсхатологический оптимизм» (И.В. Дергачева) синодичных предисловий и понимание молитвы как милости определяют структурно-содержательные особенности синодика, где память осмысляется как форма соборного духовного делания. Молитвенное поминание покойных является центральной частью всей христианской поминальной культуры. Она включает в себя также похоронную обрядность и традицию устроения некрополей. Но если в обрядовой практике находят прямое отражение фольклорно-мифологические представления, то литургико-синодичная традиция преодолевает архаическое понимание смерти как инверсии по отношению к миру живых. Отсутствие в поминальной практике деления усопших на «чистых» и «нечистых» реализует идеал «обетованной целостности» (В.Н. Матонин), высшим проявлением которого выступают любовь и милосердие.

эсхатология, синодик, служебная книжность, ораторская проза
(pdf, 4MB )

1. Дергачева И.В. Древнерусский синодик: исследования и тексты. М.: Кругъ, 2011. 398 с.
2. Дергачев В.В. Вселенский синодик в древней и средневековой России // Древ. Русь. Вопр. медиевистики. 2001. № 1. С. 18–29.
3. Волкова А.Г. Языковая репрезентация события: Прием перечисления в византийской церковной поэзии // Язык и культура. 2014. № 4(28). С. 5–16.
4. Дергачева И.В. Жанровое своеобразие русских синодиков и западноевропейские параллели // Жанры и формы в письменной культуре средневековья: материалы конф., Москва, 01 сентября – 30 ноября 2002 года. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 81–104.
5. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / изд. подгот. Г.М. Прохоров. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. 424 с.
6. Сукина Л.Б. Обыденное благочестие русского человека в канун петровских реформ (на материале лицевых синодиков второй половины XVII – начала XVIII вв.) // Человек между Царством и Империей: сб. материалов междунар. конф., Москва, 14–15 ноября 2002 года. М.: Ин-т человека РАН, 2003. С. 390–406.
7. Бедина Н.Н. Эсхатологический хронотоп древнерусской культуры / ред. О.В. Алексеева. Архангельск: КИРА, 2018. 336 с.
8. Петухов Е.В. Очерки из литературной истории Синодика: Историко-литературные наблюдения и материалы Е.В. Петухова. СПб.: О-во любителей древ. письменности, 1895. VI, 406 с.
9. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII. Исследования, тексты, переводы / отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Наука, 1992. 218 с.
10. Мелютина М.Н., Попова Л.Д., Теребихин Н.М. Сакральная география и иеротопия Русского Севера = Sacred Geography and Hierotopy of Russian North: коллектив. моногр. Архангельск: Солти, 2016. 231 с.
11. Матонин В.Н. «Наше море – наше поле». Социокультурное пространство северной русской деревни: генезис, структура, семантика: моногр. Архангельск: САФУ, 2013. 334 с.
12. Умнягин В., иерей. Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева / подгот. текста, предисл., коммент. Г.В. Зыковой, Е.Н. Пенской. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2015. 384 с. // Stephanos. 2015. № 6(14). С. 325–328.
13. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.
14. Алексеев А.И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности конца XIV – начала XVI вв. СПб.: Алетейя, 2002. 352 с.
15. Рыжова Е.А. Жития праведников в агиографической традиции Русского Севера // Тр. Отд. древнерус. лит. / отв. ред. Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2007. T. 58. С. 390–442.