CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Современная певческая практика на Мезени. C. 121–130

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

801.81:398.89

Сведения об авторах

СЕМЕНОВА Антонина Сергеевна,
аспирант кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета. Автор 10 научных публикаций*
*Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11; e-mail: mercadera@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена современной певческой практике жителей деревень Мезенского и Лешуконского районов Архангельской области, наблюдаемой исследователями из Санкт-Петербургского государственного университета на протяжении последнего десятилетия. Под певческой практикой понимается исполнение фольклорных песен, а фольклорное пение представлено как актуальная повседневная практика. Целью исследования является проблематизация фольклорного пения как вида деятельности и определение его символической природы. Локальная певческая практика описывается по трем ключевым составляющим: половозрастная характеристика исполнителей, состав репертуара, типовые ситуации пения. В качестве типовых ситуаций на основании полевых данных выделяются следующие: пение на сцене, на репетиции, в неформальной обстановке, во время интервью, в одиночестве. Перечисленные ситуации пения, в свою очередь, описываются по ряду параметров: исполнители, репертуар, площадка, спонтанный/организованный характер. Данный метод аналитического описания был разработан в ходе научных семинаров на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В его основе лежит представление о фольклорном пении как актуальной практике повседневности. Он позволяет создавать так называемое насыщенное, т. е. подробное, описание объекта исследования, отличительной чертой которого является применение категорий, используемых носителями локальной культуры. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что фольклорное пение в нем представлено в непривычном для отечественной фольклористики аспекте: не как форма творчества выдающихся певцов из народа, а как повседневная практика, где задействованы люди разного уровня певческого мастерства. Практическое значение работы состоит в том, что представленный метод аналитического описания имеет универсальный характер и может применяться для исследования современных певческих практик иных местностей.

Ключевые слова

фольклористика, Мезенский район, Лешуконский район, певческая практика, фольклорное пение
Скачать статью (pdf, 3.9MB )

Список литературы

1. Олсон Л., Адоньева С. Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины. М.: Новое лит. обозрение, 2016. 432 c.
2. Богданов К.А. Повседневность и мифология. Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. 437 c.
3. Кучмаренко Л.С. Два хора в одной деревне: мотивы участия // XVIII Междунар. конф. студентов-филологов СПбГУ, Санкт-Петербург, 6–11 апреля 2015 года: тез. докл. СПб., 2015. С. 128.
4. Никитина В.К. Концерт койнасского хора как перформанс // XVIII Междунар. конф. студентов-филологов СПбГУ, Санкт-Петербург, 6–11 апреля 2015 года: тез. докл. СПб., 2015. С. 128–129.
5. Семенова А.С. Фольклорный хор на Мезени: поведенческие стратегии участниц // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: филол. практикум. СПб.: Проппов. центр, 2014. С. 119–131.
6. Веселова И.С. Повседневные и символические практики: правила метафорического переноса. Охотники и добыча // Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: филол. практикум. СПб.: Проппов. центр, 2014. С. 31–56.
7. Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова (Матвиевская) Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Проппов. центр, 2017. 336 с.
8. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб., 2008. 297 с.
9. Семенова А.С. «Пою да плачу»: к вопросу о прагматике фольклорного пения // Традиц. культура. 2017. № 1(65). С. 66–75.
10. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 557 c.