Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Филология
81’23
ОДОНЧИМЭГ Тумээ,
кандидат филологических наук, директор института иностранных языков и культуры Ховдского государственного университета (г. Ховд, Монголия). Автор 16 научных публикаций* *Адрес: 213500, Монголия, г. Ховд, Ховдский государственный университет; e-mail: odnoo_t@mail.ru ВЛАСОВ Михаил Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина (г. Бийск). Автор 60 научных публикаций** **Адрес: 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53; e-mail: vlasov@bigpi.biysk.ru БЕЛОГОРОДЦЕВА Елена Валентиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина (г. Бийск). Автор 13 научных публикаций*** ***Адрес: 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53; e-mail: belo-elena@yandex.ru ЖУКОВА Татьяна Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина (г. Бийск). Автор 16 научных публикаций**** ****Адрес: 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53; e-mail: zhukowat@mail.ru
В настоящей статье представлены результаты психолингвистического поведенческого исследования
эффекта «bouba/kiki» среди носителей русского и монгольского языков. Выдвинутая гипотеза заключалась
в том, что существует корреляция между фонологической составляющей псевдослова и формой обозначаемого им объекта как проявление мотивированности языкового знака. Эта корреляция должна влиять на
скорость распознавания данного псевдослова в эксперименте: например, предмет округлой формы будет
скорее называться «буба», нежели «кики», при этом время реакции на мультимодальный стимул «округлая форма и псевдослово буба» должно быть меньше, чем на пару «округлая форма и псевдослово кики».
В данном эксперименте приняли участие 124 испытуемых, из них 60 носителей русского языка и 64 носителя монгольского. Испытуемые владели в свободной форме только родным языком (русским
или монгольским соответственно). В качестве методов исследования визуального распознавания слов и
псевдослов в зависимости от разных условий их предъявления применялись две взаимосвязанные экспериментальные психолингвистические методики: простой ассоциативный эксперимент с использованием
в качестве стимулов округлой и угловатой форм и имплицитный тест на классификацию вербальных и
невербальных стимулов с целью выявления семантических эффектов при распознавании слов и фоносемантических эффектов при распознавании псевдослов. По результатам психолингвистического эксперимента значимый эффект на уровне времени реакции на псевдослова у русскоязычных и монголоязычных испытуемых был обнаружен при взаимодействии факторов «тип стимула» (по фоносемантическому
признаку) и «условие предъявления стимула (эффект конгруэнтности)», однако остальные эффекты показали низкую значимость. Предполагается, что это связано с достаточно сложными и по-прежнему
скрытыми механизмами скоростной когнитивной обработки псевдослов. Указанные эффекты до сих пор
проходят строгую экспериментальную верификацию в мировой науке на материале исследований с регистрацией времени реакции, электроэнцефалограммы, данных функциональной магнитно-резонансной
томографии, движений глаз.
русский язык, монгольский язык, иконизм, фоносемантика, психолингвистический эксперимент
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. URL: http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
2. Воротникова Ю.С. Реализация новостного дискурса в электронных англоязычных СМИ: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2005. 19 с. 3. Цыбикова Н.С. Заголовок как диктемное имя текста интернет-новостей // Вестн. Читин. гос. ун-та. 2011. № 2(69). С. 45–50. 4. van Dijk T.A. News as Discourse. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1988. 5. Шмелева Т.В. Авторское начало в стилистике медийного текста // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации: тр. и материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф., г. Тюмень, 30 сентября – 2 октября 2010 года: в 2 ч. / под ред. О.В. Трофимовой. Тюмень: Мандр и К°, 2010. Ч. 2. С. 207–215. URL: http://www.novsu.ru/file/1059129 (дата обращения: 20.05.2017). 6. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. 334 с. 7. Slatin J. Reading Hypertext: Order and Coherence in a New Medium // Hypermedia and Literary Studies / ed. by P. Delaney, G.P. Landow. Cambridge: MIT Press, 1992. P. 153–169. 8. Murray J.H. Hamlet on the Holodeck: The Future of Narrative in Cyberspace. N. Y.: Free Press, 1997. 9. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с. |