CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Топос рекламы в художественной литературе XXI века. C. 92–100

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

82’06

Сведения об авторах

ЛЮЛИКОВА Анна Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и украинской филологии с методикой преподавания Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте. Автор 20 научных публикаций*
*Адрес: 298635, Республика Крым, г. Ялта, ул. Севастопольская, д. 2; e-mail: lulav06@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена роли рекламы в структурировании художественного мира произведений XXI столетия. Значимая роль рекламы в современном культурном пространстве обуславливает актуальность исследования, ориентированного на определение поэтологических и функциональных особенностей топоса рекламы в знаковых для литературного процесса XXI столетия романах Ф. Бегбедера, С. Минаева, В. Елисеева, И. Стогова. В рамках культурологического и дискурсивного подходов топос рекламы рассматривается как один из параметров художественной рефлексии. В результате анализа медийной картины художественного мира установлено, что рекламные включения играют роль культурно-эстетических образов эпохи и вносят в художественную действительность коррективы современности. Топос рекламы конструирует идейно-художественное пространство, не актуализируя тем самым исключительно репрезентативность информационного продукта; первостепенное значение приобретает рефлексия читателя, сознание которого продуцирует целый комплекс ассоциативных значений, связанных с тем или иным рекламным образом. Элиминация маркетинговой функции рекламного текста свидетельствует о реструктуризации рекламного образа в художественной литературе. Поэтологические и функциональные особенности топоса рекламы заключаются в структурировании такой формы мироустройства, которая по своим экзистенциальным и художественным параметрам восходит к антиутопической модели со свойственной ей нерациональностью и абсурдностью существования. С учетом того, что художественный дискурс структурирован в соответствии с читательской рефлексией рекламы как важной составляющей современного информационного и культурного пространства, в статье обоснованы функциональные особенности рекламных образов как таких, которые коррелируют с рецепцией читателя и определяются своей эстетической значимостью.

Ключевые слова

топос рекламы, рекламный текст, рекламный образ, художественный дискурс, рецепция читателя
Скачать статью (pdf, 3.9MB )

Список литературы

1. Кузьменков А. Духless: второе пришествие. Сергей Минаев. Духless 21 века // Урал. 2016. № 4. С. 72–74.
2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 512 с.
3. Ежова Е.Н. К вопросу о семантической организации рекламного текста // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллект. моногр. / отв. ред. и сост. Н.В. Аниськина, Л.В. Ухова. Ярославль: Изд-во Ярослав. гос. пед. ун-та им. К.Д. Ушинского, 2014. С. 7–21.
4. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Акад. Проект, 2006. 448 с.
5. Клушина Н.И. Медиастиль и его интенционально-нарративная структура // Stylistyka. 2015. № XXIV. С. 101–112.
6. Полонский А. Медиа – дискурс – концепт: опыт проблемного осмысления // Соврем. дискурс-анализ. 2012. Вып. 6. URL: http://discourseanalysis.org/ada6/st43.shtml (дата обращения: 10.02.2017).
7. Штейнман М. FAQ: Взаимодействие рекламы и литературы. 7 фактов о коммуникациях высокой и массовой культур в современном мире // Постнаука. 2013. Окт. URL: https://postnauka.ru/faq/18852 (дата обращения: 11.02.2017).
8. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Рудомино, 2001. 218 с.
9. Schlenker B.R., Weigold M.F. Interpersonal Processes Involving Regulation and Management // Annu. Rev. Psychol. 1992. Vol. 43. P. 133–169.
10. Матисон Д. Медиа-дискурс: анализ медиа-текстов: исследования медиа и культуры / пер. с англ. О. Грит чиной. Харьков: Гуманит. центр, 2013. 264 с.