Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Филология
821.161.1
ГОЛОТВИНА Ольга Владимировна,
соискатель кафедры литературы и русского языка филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области. Автор 18 научных публикаций* *Адрес: 398024, г. Липецк, ул. Кирова, д. 13; e-mail: golotwinaov@mail.ru
В настоящей статье предпринята попытка анализа этико-философских взглядов Ф.А. Абрамова. Целью исследования является обоснование преемственности отечественной философской мысли в творчестве писателя. Среди многих факторов, воздействовавших на его мировоззрение, в работе
рассматривается влияние принципов славянофилов, почвенников и Л.Н. Толстого. Доказывается, что
Ф.А. Абрамову наиболее близки идеи Л.Н. Толстого о нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании человека, которые воплотились в мысли о «строительстве собственной души», «ежедневном
самоконтроле» собственной совестью. Категория совести рассматривается как одна из определяющих
в творчестве Ф.А. Абрамова: в «жизни по совести» писатель видел возможность построения гражданского общества. Основное содержание исследования составляет анализ центральных для мировоззренческой системы писателя почвеннических идей личной активности, ответственности и самопожертвования, обращается внимание на убежденность Ф.А. Абрамова, как и других авторов деревенской
прозы, в том, что народная почва, народная культура заключают в себе духовные и нравственные силы
нации. В реорганизации деревни по принципу агрогорода Ф.А. Абрамов видел угрозу национальной
самобытности, целостности национального характера. Писателем была воспринята идея почвенников
о мессианском назначении русского народа. Он считал, что задача России заключается в объединении
других народов, снабжении их «духовным хлебом». Проблема национальной идентичности в сознании
Ф.А. Абрамова рассмотрена через авторскую трактовку национального характера. Свой взгляд на его
двойственную природу писатель выразил в героях-антагонистах тетралогии «Братья и сестры» Михаиле
Пряслине и Егорше Ставрове.
Ф.А. Абрамов, славянофильство, почвенничество, Л.Н. Толстой, национальный характер, национальная идентичность
1. Ионова М.И. Проблема народного характера в творчестве Ф.А. Абрамова: дис. … канд. филол. наук. М., 1986. 213 с.
2. Ажгихина Н.И. Публицистика Федора Абрамова: дис. ... канд. филол. наук. М., 1989. 213 с. 3. Груша С.А. Русский национальный характер в малой прозе Ф.А. Абрамова: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2011. 209 с. 4. Кузнецов Ф.Ф. Обостренная гражданская совесть // Земля Федора Абрамова. М.: Современник, 1986. С. 270–295. 5. Цветова Н.С. Ф.А. Абрамов: «редкое и счастливое сочетание ученого и писателя в одном лице» // Характеры и судьбы: проза Федора Абрамова. 90-летию писателя посвящается. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 133–141. 6. Петров А.В. Слово совесть и его производные в творчестве Ф.А. Абрамова // Беловский сборник. Вологда: Легия, 2016. Вып. 2. С. 186–191. 7. Мартазанов А.М. Идеология и художественный мир «деревенской прозы» (В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев). СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 193 с. 8. Крутикова-Абрамова Л.В. Жить по совести (накануне 90-летия писателя) // Аврора. 2009. № 2. С. 106–113. 9. Желтова Н.Ю. Проза первой половины ХХ века: Поэтика русского национального характера: моногр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 303 с. |