CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Роль синестезии в формировании музыкального семиозиса. C. 62–68

Версия для печати

: Философия

1(091)

СИЛИНСКАЯ Анна Сергеевна,
соискатель кафедры истории философии и логики Национального исследовательского Томского государственного университета. Автор 4 научных публикаций*
*Адрес: 634050, г. Томск, ул. Ленина, д. 36; e-mail: gella5@yandex.ru

Исследование семиотики искусства представляет собой отдельную отрасль науки о смыслообразовании, которая, в свою очередь, разделяется на разные ветви в зависимости от вида искусства. В данной статье автор рассматривает особенности музыкальной семиотики и подвергает анализу механизм порождения значений в искусстве для поиска максимально адекватной модели музыкального семиозиса. Особенность языков искусства заключается в том, что они с помощью различных средств выражения воздействуют на непосредственный чувственный опыт, вызывая у субъекта определенные эмоциональные реакции. Лучше всего для этих целей подходят иконические и сигнально-индексальные средства, довольно тесно связывающие сознание с наличной ситуацией непосредственного восприятия. Но языки искусства выводят значения за рамки наличной ситуации, формируя у субъекта отвлеченные чувственные образы. Поэтому семиозис в искусстве происходит в первую очередь на уровне чувственных переживаний и потом уже может переходить в область условных конвенциональных знаков. Автор рассматривает тезис о том, что создание отвлеченных чувственных образов через восприятие тех, которые непосредственно даны, осуществляется с помощью феномена синестезии. Последняя позволяет формировать ассоциации с переживаниями, не существующими здесь и сейчас. Это обеспечивает создание специфических синестетических кодов, позволяющих на особом когнитивном уровне передавать информацию, основанную на телесном и эмоциональном опыте. Музыкальное искусство с помощью воздействия на слух сигнально-индексальными средствами может вызывать у человека определенные реакции, формировать отвлеченные чувственные образы и создавать различные коды, ограничивающие поле интерпретаций. Таким способом осуществляется процесс семиозиса в рамках музыки как специфического языка искусства.

семиозис, семиотика искусства, музыкальное искусство, чувственный образ, синестезия
(pdf, 3.9MB )

1. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М.: Музыка, 1991. 320 с.
2. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление (Опыт системного исследования музыкального искусства). Вологда: Волог. обл. универс. науч. б-ка, 1999. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/bon/fel/bonfeld/01.htm (дата обращения: 01.03.2018).
3. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2006. 538 с.
4. Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и функции. СПб.: Наука, 2003. 207 с.
5. Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. 378 с.
6. Чертов Л.Ф. Знаковая призма. Статьи по общей и пространственной семиотике. М.: Яз. славян. культуры, 2014. 320 c.
7. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника: Проблема синестезии в искусстве. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1987. 262 c.
8. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: на материале искусства ХХ века. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2005. 392 c.
9. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Наука; Ювента; Gallimard, 1999. 605 с.
10. Мозгот С.А. Специфика исследования пространства в музыке: к проблеме включения аналитического метода // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2007. № 2. С. 310–317.