Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
1(091)(4/9):101.2+008.2
ПИГАЛЕВ Александр Иванович,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Волгоградского государственного университета. Автор 240 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий, одного учебника, переводчик на русский язык 6 научных монографий* *Адрес: 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, д. 100; e-mail: pigalev@volsu.ru
Целью данной статьи является анализ взаимодействия модерна с культурами, которые считаются еще
не модернизированными в достаточной степени, а также его влияния на метафизику по обе стороны разделительной полосы. Модерн, будучи противоположностью непосредственности традиции и так называемых
традиционных обществ в качестве его Другого, понимается как общество, основанное на всеобъемлющем
опосредовании. Взаимодействие модерна с традицией исследуется с помощью понятия транскультурации,
позволяющей учесть взаимность влияний культурных практик и соответствующих способов репрезентации в зоне контакта. Анализ исходит из допущения, что в зоне контакта образцы культуры, навязываемые обществу, которое подлежит модернизации, не воспроизводятся совершенно точно, и, кроме того,
эти изменения затрагивают также метафизику. Метафизика рассматривается как особым образом структурированная область идеального, представляющая собой иерархическую систему взаимосвязанных абстрактных сущностей, восходящих к некоторой высшей сущности. Подчеркивается, что, хотя метафизика
возникла задолго до эпохи модерна, она приобрела законченный вид только в его контексте. Воспроизводя происходящую повсюду игру символических замещений, окончательная форма метафизики выявляет
способ сведения разнородных объектов к единству на всех уровнях социального обмена, который представляет собой, в сущности, именно процесс опосредования. Указывается, что транскультурация метафизики выдвигает на первый план неопределенное и неоднозначное существование Другого, который уже
не зависит от жестких ограничений бинарной логики и тем более структур метафизического опосредования. В конечном итоге этот результат, являющийся характерной чертой постмодерна, доказывает, что
процесс завершения метафизики как утрата ею способности задавать некую нормативную структуру опосредования, вызывается не только внутренними причинами. Он может обусловливаться, стимулироваться
и даже запускаться отдаленными последствиями модернизации, направленной за пределы уже укоренившегося модерна.
модерн, бинаризм, опосредование, транскультурация метафизики, Другой, постмодерн
1. Фуко М. Порядок дискурса: Инаугурационная лекция в Коллеж де Франс, прочитанная 2 декабря 1970 года // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 44–96.
2. ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с фр. Ю.В. Ивановой и А.В. Покровской. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1999. 198 с. 3. Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Наука, 1983. 536 с. 4 Berman M. All That Is Solid Melts into Air: The Experience of Modernity. N. Y.: Penguin Books, 1988. 5. Delanty G. Modernity and Postmodernity: Knowledge, Power and the Self. London; Thousand Oaks: SAGE Publications, 2000. 6. Dupré L. Passage to Modernity: An Essay in the Hermeneutics of Nature and Culture. New Haven: Yale University Press, 1993. 7. Gillespie M.A. The Theological Origins of Modernity. Chicago; London: University of Chicago Press, 2008. 8. Theories of Modernity and Postmodernity / ed. by B.S. Turner. London: SAGE Publications, 1995. 9. Armitage D. The Ideological Origins of the British Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 10. Irving S. Natural Science and the Origins of the British Empire. London: Pickering & Chatto, 2008. 11. Blaut J.M. The Colonizer’s Model of the World: Geographical Diffusionism and the Eurocentric History. N. Y.; London: Guilford Press, 1993. 12. The Routledge Companion to Postcolonial Studies /ed. by L. McLeod. London; N. Y.: Routledge, 2007. 13. A Companion to Postcolonial Studies / ed. by H. Schwarz, S. Ray. Malden; Oxford: Blackwell, 2005. 14. Adorno T.W. Metaphysics: Concepts and Problems / trans. E. Jephcott, ed. by R. Tiedemann. Stanford: Stanford University Press, 2001. 15. Goux J.-J. Freud, Marx: Économie et symbolique. Paris: Éditions de Seuil, 1973. 16. Пигалев А.И. Рене Жирар и Мартин Хайдеггер: о смысле «преодоления метафизики» // Вопр. философии. 2001. № 10. С. 152–168. 17. Ortiz F. Cuban Counterpoint: Tobacco and Sugar / trans. H. de Onís. Durham; London: Duke University Press, 1995. 18. Pratt M.L. Imperial Eyes: Travel Writing and Transculturation. London; N. Y.: Routledge, 1992. 19. Luther T.C. Hegel’s Critique of Modernity: Reconciling Individual Freedom and the Community. Lanham: Lexington Books, 2009. 20. Bhabha H.K. Of Mimicry and Man: The Ambivalence of Colonial Discourse // Bhabha H.K. The Location of Culture. London; N. Y.: Routledge, 1994. P. 85–92. 21. Rotman B. Signifying Nothing: The Semiotics of Zero. Stanford: Stanford University Press, 1993. |