Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 3.8MB )УДК111.7+230.1Сведения об авторахИЗОТОВА Ольга Николаевна, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета (Москва). Автор 14 научных публикацийАдрес: 115184, Москва, 1-й Новокузнецкий переулок, д. 4, стр. 1; e-mail: matroskin2@list.ru АннотацияВ статье рассматривается многообразие подходов византийских писателей иконоборческой эпохи (730–787; 815–843 годы) к дидактической функции иконы. Обзор источников включает не только труды знаменитых богословов-иконопочитателей, таких как прп. Иоанн Дамаскин и св. Герман Константинопольский, но и произведения, к которым обыкновенно не обращаются для описания богословских споров, – жития святых. Второй иконоборческий период особенно богат агиографическими произведениями, и герои, и авторы которых были современниками конфликта. Статья затрагивает мнения о воздействии изображений на зрителя таких писателей-агиографов, как патриарх-исповедник св. Мефодий Константинопольский, автор жития св. Евфимия Сардского; Игнатий Диакон, биограф прп. Григория Декаполита, св. Никифора Константинопольского и других святых; Феостирикт, писавший о прп. Никите Мидикийском, а также анонимных авторов житий прп. Феодора Студита и прп. Михаила Синкелла. Для этих авторов религиозные изображения – символы, являющие сокрытое и возводящие человека к Богу, равные словам выражения проповеди христианской веры, а праведная жизнь человека – также своего рода священное изображение, «одушевленная икона», которой призваны подражать окружающие. На осмысление иконы как дидактического средства большое влияние оказывает учение Ареопагитик о необходимости для нас чувственных символов при восхождении к Богу. Несмотря на то, что отношение к иконе как к напоминанию о прошедших событиях традиционно считается по преимуществу идеей, характерной для западного богословия, отличающей его от восточной мысли, невозможно говорить о дидактической роли иконы как о мысли, чуждой восточной богословской традиции.Ключевые словаикона, священные изображения, византийское богословие, иконоборчество, «оду- шевленная икона», Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, Игнатий Диакон, Мефодий КонстантинопольскийСписок литературы
|