CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Дидактическая функция священных изображений в византийском богословии иконоборческой эпохи. С. 82–89

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 3.8MB )

УДК

111.7+230.1

Сведения об авторах

ИЗОТОВА Ольга Николаевна, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета (Москва). Автор 14 научных публикаций
Адрес: 115184, Москва, 1-й Новокузнецкий переулок, д. 4, стр. 1; e-mail: matroskin2@list.ru

Аннотация

В статье рассматривается многообразие подходов византийских писателей иконоборческой эпохи (730–787; 815–843 годы) к дидактической функции иконы. Обзор источников включает не только труды знаменитых богословов-иконопочитателей, таких как прп. Иоанн Дамаскин и св. Герман Константинопольский, но и произведения, к которым обыкновенно не обращаются для описания богословских споров, – жития святых. Второй иконоборческий период особенно богат агиографическими произведениями, и герои, и авторы которых были современниками конфликта. Статья затрагивает мнения о воздействии изображений на зрителя таких писателей-агиографов, как патриарх-исповедник св. Мефодий Константинопольский, автор жития св. Евфимия Сардского; Игнатий Диакон, биограф прп. Григория Декаполита, св. Никифора Константинопольского и других святых; Феостирикт, писавший о прп. Никите Мидикийском, а также анонимных авторов житий прп. Феодора Студита и прп. Михаила Синкелла. Для этих авторов религиозные изображения – символы, являющие сокрытое и возводящие человека к Богу, равные словам выражения проповеди христианской веры, а праведная жизнь человека – также своего рода священное изображение, «одушевленная икона», которой призваны подражать окружающие. На осмысление иконы как дидактического средства большое влияние оказывает учение Ареопагитик о необходимости для нас чувственных символов при восхождении к Богу. Несмотря на то, что отношение к иконе как к напоминанию о прошедших событиях традиционно считается по преимуществу идеей, характерной для западного богословия, отличающей его от восточной мысли, невозможно говорить о дидактической роли иконы как о мысли, чуждой восточной богословской традиции.

Ключевые слова

икона, священные изображения, византийское богословие, иконоборчество, «оду- шевленная икона», Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, Игнатий Диакон, Мефодий Константинопольский

Список литературы

  1. Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб., 2011. 271 с. 
  2. Бычков В.В. Феномен иконы. М., 2009. 638 с. 
  3. Noble T. Images, Iconoclasm and the Carolingians. Philadelphia, 2009. 488 p. 
  4. Louth A. St. John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford, 2002. 327 p. 
  5. Каждан А.П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002. 529 с. 
  6. Rochow I. Kaiser Konstantin V. (741–775): Materialien zu seinem Leben und Nachleben. Frankfurt am Main, 1994. 253 S. 
  7. Живов В.М. Богословие иконы в первый период иконоборческих споров // Живов В.М. Разыскания в об- ласти истории и предыстории русской культуры. М., 2002. 758 с. 
  8. Ivanovic F. Symbol and Icon: Dionysius the Areopagite and the Iconoclastic Crisis. Eugene, 2010. 103 p. 
  9. Anastos M. The Ethical Theory of Images Formulated by Iconoclasts in 754 and 815 // Dumbarton Oaks Pap. 1954. Vol. 8. P. 151–160. 
  10. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Коломна, 1997. 656 с.