CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Понимание науки, единого и сущего в метафизике Фомы Аквинского. C. 104–112

Версия для печати

: Философия

111.1

ФЕДЧУК Дмитрий Аркадьевич,
кандидат философских наук, доцент департамента философии и религиоведения школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). Автор 38 научных публикаций, в т. ч. одного учебного пособия*
*Адрес: 690950, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8; e-mail: fedchukd@list.ru

В средние века понимание первенства метафизики по отношению к другим наукам (физике, учению о душе, этике) основывалось на представлении о единстве сущего и его познания. Гносеология Фомы Аквинского указывает на корреляцию между единством познавательных способностей мышления, его различными актами, единством науки и единством сущего. Единство познания сохраняется через единство одной и той же формы, находящейся и в вещи, и в разуме. Имеется в виду единство знания, коррелятивное единству сущего. Аквинат предлагает классификацию наук, за основание которой выбран определенный тип отношений между предметом науки и типом его связи с материей. Первичность метафизики как божественной науки заключается в том, что остальные виды знания получают от нее наиболее общие принципы. Трем спекулятивным наукам отвечают три вида операции интеллекта: separatio соответствует метафизике, абстракция формы от материи и рассмотрение сущности – математике, абстракция общего от частного – физике. Божественная наука, или метафизика, является первой по отношению к остальным, потому что обращена к познанию сущего как сущего и принципов его бытия. Речь идет о res divinae, божественных вещах, которые с ее помощью способны быть познаваемыми не только через следствия в конечном сущем, но и так, как они себя являют. Руководящий рациональным познанием рассудок объединяет множество в единство путем дискурсивного рассмотрения; интеллектуальное же познание через метафизику и теологию созерцает истину в ее единстве и простоте. В таком виде средневековая философия XIII века представляет единство сущего, мышления и науки о сущем.

Фома Аквинский, классификация наук, единое, сущее, единство сущего, единство познания, единство науки, абстрагирование
(pdf, 3.7MB )

  1. Черняков А.Г. Об утрате очевидности: на пути к новой онтологии. СПб., 2016. 550 с. 
  2. Федчук Д.А. Средневековая метафизика. СПб., 2011. 134 с. 
  3. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. 414 с. 
  4. Мера вещей. Человек в истории европейской мысли / под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М., 2015. 944 с. 
  5. Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века. М., 2016. 472 с. 
  6. Stump E. Aquinas. Routledge, 2003. 611 p. 
  7. The Cambridge History of Later Medieval Philosophy / ed. by A.H. Armstrong. Cambridge University Press, 2008. 992 p. 
  8. Суарес Ф. Метафизические размышления. М., 2007. 776 с. 
  9. Aertsen J.A. Medieval Philosophy and the Transcendentals: The Case of Thomas Aquinas. Leiden, 1996. 469 p.