Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
111.1
ФЕДЧУК Дмитрий Аркадьевич,
кандидат философских наук, доцент департамента философии и религиоведения школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). Автор 38 научных публикаций, в т. ч. одного учебного пособия* *Адрес: 690950, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8; e-mail: fedchukd@list.ru
В средние века понимание первенства метафизики по отношению к другим наукам (физике, учению
о душе, этике) основывалось на представлении о единстве сущего и его познания. Гносеология Фомы
Аквинского указывает на корреляцию между единством познавательных способностей мышления,
его различными актами, единством науки и единством сущего. Единство познания сохраняется через
единство одной и той же формы, находящейся и в вещи, и в разуме. Имеется в виду единство знания,
коррелятивное единству сущего. Аквинат предлагает классификацию наук, за основание которой выбран
определенный тип отношений между предметом науки и типом его связи с материей. Первичность метафизики как божественной науки заключается в том, что остальные виды знания получают от нее наиболее общие принципы. Трем спекулятивным наукам отвечают три вида операции интеллекта: separatio
соответствует метафизике, абстракция формы от материи и рассмотрение сущности – математике,
абстракция общего от частного – физике. Божественная наука, или метафизика, является первой по отношению к остальным, потому что обращена к познанию сущего как сущего и принципов его бытия.
Речь идет о res divinae, божественных вещах, которые с ее помощью способны быть познаваемыми
не только через следствия в конечном сущем, но и так, как они себя являют. Руководящий рациональным познанием рассудок объединяет множество в единство путем дискурсивного рассмотрения; интеллектуальное же познание через метафизику и теологию созерцает истину в ее единстве и простоте.
В таком виде средневековая философия XIII века представляет единство сущего, мышления и науки
о сущем.
Фома Аквинский, классификация наук, единое, сущее, единство сущего, единство познания, единство науки, абстрагирование
|