Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
1(=17.021.3,130.2)
САФИНА Айнур Маратовна,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Автор 39 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий* *Адрес: 420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1; e-mail: ainur.safina@mail.ru
Данная статья посвящена социально-философскому анализу феномена сетевой культуры, которая, будучи изначально эпифеноменом развития сетевых сообществ, со временем превращается в необходимое
условие их существования. Специфика сетевого сообщества как формы объединения людей в интернет-
пространстве определяется тем, что дематериализованный, экстерриториальный, анонимный характер их
общения изменяет не только форму, но и содержание социальных связей между ними. В качестве существенного отличительного признака сетевых сообществ выделяется коммуникация, которая из средства их
существования превратилась в самодостаточную цель и смысл. В данном исследовании феномен коммуникации трактуется в рамках концепции О.В. Аронсона и Ю.М. Лотмана. Ставится вопрос, каким образом
(какими средствами) сетевая культура обеспечивает максимально эффективную коммуникацию как основу
социальных связей в Сети. Диалектическое взаимодействие сетевой культуры и сетевых сообществ рассматривается на материале таких феноменов, как «пост», «лайк», «cute-образ», «троллинг», «слактивизм»
и «техногенная чувственность». Минимизация информативности поста, усредненность его содержания
являются залогом его популярности и, соответственно, условием успешной коммуникации. Сute-образ
описывается как механизм, позволяющий создать иллюзию приватности и личного характера социальных
связей в Сети при условии их реальной анонимности, поверхностности и ироничности. Троллинг преследует те же цели, только используя прямо противоположные приемы. А слактивизм, наложенный на специфическую «техногенную чувственность», зачастую приводит к онтологической инверсии события и его
репрезентации в социальных сетях.
сетевое сообщество, сетевая культура, феномен коммуникации, cute-образ, троллинг, слактивизм, «техногенная чувственность»
|