CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Сетевая культура как продукт и условие развития сетевых сообществ. C. 87–95

Версия для печати

: Философия

1(=17.021.3,130.2)

САФИНА Айнур Маратовна,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Автор 39 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий*
*Адрес: 420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1; e-mail: ainur.safina@mail.ru

Данная статья посвящена социально-философскому анализу феномена сетевой культуры, которая, будучи изначально эпифеноменом развития сетевых сообществ, со временем превращается в необходимое условие их существования. Специфика сетевого сообщества как формы объединения людей в интернет- пространстве определяется тем, что дематериализованный, экстерриториальный, анонимный характер их общения изменяет не только форму, но и содержание социальных связей между ними. В качестве существенного отличительного признака сетевых сообществ выделяется коммуникация, которая из средства их существования превратилась в самодостаточную цель и смысл. В данном исследовании феномен коммуникации трактуется в рамках концепции О.В. Аронсона и Ю.М. Лотмана. Ставится вопрос, каким образом (какими средствами) сетевая культура обеспечивает максимально эффективную коммуникацию как основу социальных связей в Сети. Диалектическое взаимодействие сетевой культуры и сетевых сообществ рассматривается на материале таких феноменов, как «пост», «лайк», «cute-образ», «троллинг», «слактивизм» и «техногенная чувственность». Минимизация информативности поста, усредненность его содержания являются залогом его популярности и, соответственно, условием успешной коммуникации. Сute-образ описывается как механизм, позволяющий создать иллюзию приватности и личного характера социальных связей в Сети при условии их реальной анонимности, поверхностности и ироничности. Троллинг преследует те же цели, только используя прямо противоположные приемы. А слактивизм, наложенный на специфическую «техногенную чувственность», зачастую приводит к онтологической инверсии события и его репрезентации в социальных сетях.

сетевое сообщество, сетевая культура, феномен коммуникации, cute-образ, троллинг, слактивизм, «техногенная чувственность»
(pdf, 3.7MB )

  1. Зиммель Г. Избранное: в 2. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. 607 с. 
  2. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001. 512 с. 
  3. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2004. 320 с. 
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 458 с. 
  5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М., 2004. 328 с. 
  6. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002. 781 с. 
  7. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб., 2007. 648 с. 
  8. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопр. философии. 2008. № 7. С. 61–75. 
  9. Мальцева Д.В., Романовский Н.В. О современных сетевых теориях в социологии // Социол. исслед. 2011. № 8. С. 16–23. 
  10. Ловинк Г. Мир за пределами «Facebook» // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2(10). С. 1–10. 
  11. Boyd D. M., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // J. Comput.-Mediat. Commun. 2007. Vol. 13, № 1. Р. 210–230. 
  12. Campanelli V. Web Aesthetics: How Digital Media Affect Culture and Society. Rotterdam, 2010. 
  13. Аронсон О.В. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М. 2007. 384 с. 
  14. Нургалеева Л.В. Дихотомия статусной и внестатусной культуры в условиях развития сетевого общества // Открытое и дистанц. образование. 2003. № 1. С. 19–34. 
  15. Емелин В.А. Глобальная сеть и киберкультура. URL: http://emeline.narod.ru/cyberculture.htm (дата обраще- ния: 10.12.2016). 
  16. Меламед Ю. Перепостили – следовательно, существую. Что такое текст в Фейсбуке // Логос. 2012. № 2. С. 10–18. 
  17. Кушнарева И. Кот и Cute // Логос. 2012. № 3. С. 9–17. 
  18. Внебрачных В.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 48–51. 
  19. Феодоритов Ю. Кащениты – осиное племя. URL: http://subscribe.ru/archive/inet.region. comcon/200409/07223708.html (дата обращения: 10.12.2016). 
  20. Мартынов К. От слактивизма к республике. Почему интернет-революции становятся реальностью // Ло- гос. 2012. № 2. С. 19–27. 
  21. Ямпольский М. Наблюдатель: Очерки истории видения. М., 2000. 287 с. 
  22. Ямпольский М. О близком: Очерки немиметического зрения. М., 2001. 240 с. 
  23. Климов В. Эрнст Юнгер. О боли. URL: http://syg.ma/@klimov/ernst-iunghier-o-boli (дата обращения: 10.12.2016).