CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Первообразы европейского воображаемого как архетипический рецепт обуздания хаоса. C. 78–86

Версия для печати

: Философия

130.2

МАЛЫШЕВ Владислав Борисович,
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Самарского государственного технического университета. Автор более 90 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий, 10 учебно-методических пособий*
*Адрес: 443100, г. Самара, ул. Циолковского, д. 1, корп. 10; e-mail: vlmaly@yandex.ru

Если базовые образы европейского воображаемого некогда фундаментально отражали саму первичную реальность, то сегодня они перестали иметь непосредственное отношение к какой-либо реальности, симулируя ее в различных структурах медиа. Возможно, платоновские идеи – это не столько некие «абстрактные сущности», сколько первообразы вещей, которые отвечают за «сборку» целостного внутреннего мира человека. Подобная «сборка» возможна только через возвращение к изначальным архетипическим схемам европейской культуры, способным наладить ее функционирование по аналогии с неким космогоническим процессом. Методология нашего исследования носит комплексный характер, включая феноменологический метод, методы семиотики, структурно-функциональный метод, работы в области мифопоэтики. Последние ценны потому, что канва мифа вплетает базовые образы воображаемого в коллективные представления о мире. Миф биполярен, его рассказывание уже является ритуалом, здесь деятельностная сторона жизни культуры (культура как деятельность) необходимо соседствует и взаимодействует со знаковой репрезентацией ее смыслов (культура как знаковая система). Приобщение к первозданной семантике мира культуры достигается через обращение к ее основным мифологемам, первичным образам, незаслуженно забытым в эру «клипового сознания». Под первообразами мы понимаем репрезентации трансцендентальных оснований способов деятельности, присущих определенной эпохе, проявленных в языке. Ближайшим понятием, отображающим указанные основания, является понятие изначальных модальностей культуры. Эти модальности – предельное онтологическое различение, задающее горизонт мировосприятия в ту или иную эпоху. Процесс обновления архитектонических элементов культуры заключается в оптимальном соотношении оформленности и вариативности, хаоса и порядка.

первообразы европейского воображаемого, семиотика культуры, мифологема, архетип, оформленность и вариативность, хаос и порядок
(pdf, 3.7MB )

  1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М., 2016. 240 с. 
  2. Везен Ф., Федье Ф. Философия французская и философия немецкая. Воображаемое. Власть. М., 2002. 152 с. 
  3. Бодрийяр Ж., Ясперс К. Призрак толпы. М., 2008. 272 c. 
  4. Бурхарт В. Homo Necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе // Жертвоприношение: ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М., 2000. С. 405–480. 
  5. Щепановская Е.М. Генезис и классификация мифологических архетипов: культурфилософский подход: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2011. 273 с. 
  6. Романенко Ю.М. Онтология мифа. СПб., 2006. 144 с. 
  7. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001. 440 с. 
  8. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. М., 2004. 816 с. 
  9. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. 704 с. 10. Евзлин М.М. Космогония и ритуал. М., 1993. 344 с.