Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
111.1:17.02
ДАРЕНСКИЙ Виталий Юрьевич,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии науки и техники Луганского национального аграрного университета. Автор более 200 научных публикаций* *Адрес: 91043, г. Луганск, городок ЛНАУ, д. 2; e-mail: darenskiy1972@mail.ru
Статья посвящена анализу парадоксов концепции человеческой целостности, развитой в исследованиях ключевых авторов Киевской философско-антропологической школы в 1980-е годы. В частности, проблематика концепта «мир человека», предложенного авторами этой школы, рассматривается как основа анализа экзистенциального опыта человека. Показано, что понимание данного концепта авторами Киевской
школы основано на переосмыслении понятия практики и ряда ключевых философских категорий, а также
связано с интерпретацией архетипов культуры в рамках марксистского подхода. Категории диалектики целостности и их сущностные парадоксы как особые антропологические феномены раскрываются в статье
как важный источник интеллектуального и экзистенциального опыта для современного человека; анализируются специфические особенности этой диалектики. Особое внимание уделено «внутренним механизмам» самой диалектической рефлексии о бытии в культуре и научном разуме и ее парадоксальной природе.
Показана актуальность парадоксов человеческой целостности, раскрытых в гносеологических работах авторов Киевской школы, для современной философии науки. Человеческая целостность, самоотрицаясь
в процессах экзистенциальных трансформаций личности, затем снова – практически и творчески – реконструируется в новой соотнесенности с целостностью культуры. Человек философски осмысляется как такое
«странное» сущее, которое в самом факте существования изначально еще не имеет своей действительной
определенности: чтобы подлинно «быть», это сущее еще должно «найти себя». И поэтому человеческое бытие в движении обретения своей подлинности всегда необходимо содержит в себе вечную коллизию «на-
хождения человеком самого себя», реализацию стремления человека к единству своей сущности и существования, а это единство, в свою очередь, появляется лишь в результате реализованной свободы человеческой
жизни. В исследовании показано, что анализ парадоксов целостности «мира человека», вскрытых авторами
Киевской школы, актуализирует дальнейшую разработку философской категории медиации как особого теоретического инструмента анализа человеческой целостности, опосредованной этими парадоксами.
Киевская философско-антропологическая школа, философская антропология, гносеология, целостность человека
|