CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Парадоксы целостности человека в наследии Киевской философско-антропологической школы. C. 67–77

Версия для печати

: Философия

111.1:17.02

ДАРЕНСКИЙ Виталий Юрьевич,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии науки и техники Луганского национального аграрного университета. Автор более 200 научных публикаций*
*Адрес: 91043, г. Луганск, городок ЛНАУ, д. 2; e-mail: darenskiy1972@mail.ru

Статья посвящена анализу парадоксов концепции человеческой целостности, развитой в исследованиях ключевых авторов Киевской философско-антропологической школы в 1980-е годы. В частности, проблематика концепта «мир человека», предложенного авторами этой школы, рассматривается как основа анализа экзистенциального опыта человека. Показано, что понимание данного концепта авторами Киевской школы основано на переосмыслении понятия практики и ряда ключевых философских категорий, а также связано с интерпретацией архетипов культуры в рамках марксистского подхода. Категории диалектики целостности и их сущностные парадоксы как особые антропологические феномены раскрываются в статье как важный источник интеллектуального и экзистенциального опыта для современного человека; анализируются специфические особенности этой диалектики. Особое внимание уделено «внутренним механизмам» самой диалектической рефлексии о бытии в культуре и научном разуме и ее парадоксальной природе. Показана актуальность парадоксов человеческой целостности, раскрытых в гносеологических работах авторов Киевской школы, для современной философии науки. Человеческая целостность, самоотрицаясь в процессах экзистенциальных трансформаций личности, затем снова – практически и творчески – реконструируется в новой соотнесенности с целостностью культуры. Человек философски осмысляется как такое «странное» сущее, которое в самом факте существования изначально еще не имеет своей действительной определенности: чтобы подлинно «быть», это сущее еще должно «найти себя». И поэтому человеческое бытие в движении обретения своей подлинности всегда необходимо содержит в себе вечную коллизию «на- хождения человеком самого себя», реализацию стремления человека к единству своей сущности и существования, а это единство, в свою очередь, появляется лишь в результате реализованной свободы человеческой жизни. В исследовании показано, что анализ парадоксов целостности «мира человека», вскрытых авторами Киевской школы, актуализирует дальнейшую разработку философской категории медиации как особого теоретического инструмента анализа человеческой целостности, опосредованной этими парадоксами.

Киевская философско-антропологическая школа, философская антропология, гносеология, целостность человека
(pdf, 3.7MB )

  1. Табачковський В.Г. В пошуках невтраченого часу. Нариси про творчу спадщину українських філософів- шістдесятників. Киев, 2002. 300 с. 
  2. Розин В.М. Методологические условия построения онтологии человека // Филос. науки. 2015. № 3. С. 130–133. 
  3. Человек и мир человека: моногр. / под ред. В.И. Шинкарука. Киев, 1977. 342 с. 
  4. Мелков Ю.А. «Киевская школа философии»: основные идеи и характерные черты // Вісн. Нац. авіац. ун-ту. Сер.: Філософія. Культурологія: зб. наук. праць. 2008. № 2(8). С. 43–47. 
  5. Філософсько-антропологічні студії’2003. Киiв, 2013. 351 с. 
  6. Литвин Я.М. Разработка проблем культуры киевской мировоззренческо-антропологической школой в 60–80-е гг. ХХ века // Альм. соврем. науки и образования. 2013. № 6(73). C. 98–101. 
  7. Кремень В.Г. От диалектики к человеку (К пятидесятилетию выхода в свет работы В.И. Шинкарука «Логика, диалектика и теория познания Гегеля») // Вопр. философии. 2014. № 1. С. 92–103. 
  8. Конверский А.Е. Логика познавательного процесса (К 50-летию публикации монографии П.В. Копнина «Введение в марксистскую гносеологию») // Вопр. философии. 2017. № 3. С. 115–123. 
  9. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. 156 с. 
  10. Цехмистро И.З. Генезис концепции целостности в современной науке // Цехмистро И.З., Штанько В.И., Тягло А.В., Забелина В.С., Пасисниченко В.Л., Поликарпов В.С., Синицын Н.Т., Таглин С.А., Цехмистро Л.Н. Концепция целостности: моногр. Харьков, 1987. С. 15–66. 
  11. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев, 1977. 252 с. 
  12. Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: моногр. / под ред. В.П. Иванова. Киев, 1986. С. 10–88. 
  13. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 277 с. 
  14. Быстрицкий Е.К. Культура и личностное измерение человеческого бытия // Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода): моногр. Киев, 1992. С. 8–58. 
  15. Табачковский В.Г. Категориальность мировосприятия и структура практики // Категориальные структуры познания и практики / отв. ред. В.Г. Табачковский. Киев, 1986. С. 16–42. 
  16. Крымский С.Б. Формы функционирования категории абсолютного в системе культуры // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981. С. 234–254. 
  17. Крымский С.Б. Философия как путь человечности и надежды. Киев, 2000. 308 с. 
  18. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев, 1976. 216 с. 
  19. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991. 200 с.