CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Парадоксы целостности человека в наследии Киевской философско-антропологической школы. C. 67–77

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

111.1:17.02

Сведения об авторах

ДАРЕНСКИЙ Виталий Юрьевич,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии науки и техники Луганского национального аграрного университета. Автор более 200 научных публикаций*
*Адрес: 91043, г. Луганск, городок ЛНАУ, д. 2; e-mail: darenskiy1972@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу парадоксов концепции человеческой целостности, развитой в исследованиях ключевых авторов Киевской философско-антропологической школы в 1980-е годы. В частности, проблематика концепта «мир человека», предложенного авторами этой школы, рассматривается как основа анализа экзистенциального опыта человека. Показано, что понимание данного концепта авторами Киевской школы основано на переосмыслении понятия практики и ряда ключевых философских категорий, а также связано с интерпретацией архетипов культуры в рамках марксистского подхода. Категории диалектики целостности и их сущностные парадоксы как особые антропологические феномены раскрываются в статье как важный источник интеллектуального и экзистенциального опыта для современного человека; анализируются специфические особенности этой диалектики. Особое внимание уделено «внутренним механизмам» самой диалектической рефлексии о бытии в культуре и научном разуме и ее парадоксальной природе. Показана актуальность парадоксов человеческой целостности, раскрытых в гносеологических работах авторов Киевской школы, для современной философии науки. Человеческая целостность, самоотрицаясь в процессах экзистенциальных трансформаций личности, затем снова – практически и творчески – реконструируется в новой соотнесенности с целостностью культуры. Человек философски осмысляется как такое «странное» сущее, которое в самом факте существования изначально еще не имеет своей действительной определенности: чтобы подлинно «быть», это сущее еще должно «найти себя». И поэтому человеческое бытие в движении обретения своей подлинности всегда необходимо содержит в себе вечную коллизию «на- хождения человеком самого себя», реализацию стремления человека к единству своей сущности и существования, а это единство, в свою очередь, появляется лишь в результате реализованной свободы человеческой жизни. В исследовании показано, что анализ парадоксов целостности «мира человека», вскрытых авторами Киевской школы, актуализирует дальнейшую разработку философской категории медиации как особого теоретического инструмента анализа человеческой целостности, опосредованной этими парадоксами.

Ключевые слова

Киевская философско-антропологическая школа, философская антропология, гносеология, целостность человека
Скачать статью (pdf, 3.7MB )

Список литературы

  1. Табачковський В.Г. В пошуках невтраченого часу. Нариси про творчу спадщину українських філософів- шістдесятників. Киев, 2002. 300 с. 
  2. Розин В.М. Методологические условия построения онтологии человека // Филос. науки. 2015. № 3. С. 130–133. 
  3. Человек и мир человека: моногр. / под ред. В.И. Шинкарука. Киев, 1977. 342 с. 
  4. Мелков Ю.А. «Киевская школа философии»: основные идеи и характерные черты // Вісн. Нац. авіац. ун-ту. Сер.: Філософія. Культурологія: зб. наук. праць. 2008. № 2(8). С. 43–47. 
  5. Філософсько-антропологічні студії’2003. Киiв, 2013. 351 с. 
  6. Литвин Я.М. Разработка проблем культуры киевской мировоззренческо-антропологической школой в 60–80-е гг. ХХ века // Альм. соврем. науки и образования. 2013. № 6(73). C. 98–101. 
  7. Кремень В.Г. От диалектики к человеку (К пятидесятилетию выхода в свет работы В.И. Шинкарука «Логика, диалектика и теория познания Гегеля») // Вопр. философии. 2014. № 1. С. 92–103. 
  8. Конверский А.Е. Логика познавательного процесса (К 50-летию публикации монографии П.В. Копнина «Введение в марксистскую гносеологию») // Вопр. философии. 2017. № 3. С. 115–123. 
  9. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. 156 с. 
  10. Цехмистро И.З. Генезис концепции целостности в современной науке // Цехмистро И.З., Штанько В.И., Тягло А.В., Забелина В.С., Пасисниченко В.Л., Поликарпов В.С., Синицын Н.Т., Таглин С.А., Цехмистро Л.Н. Концепция целостности: моногр. Харьков, 1987. С. 15–66. 
  11. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев, 1977. 252 с. 
  12. Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: моногр. / под ред. В.П. Иванова. Киев, 1986. С. 10–88. 
  13. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 277 с. 
  14. Быстрицкий Е.К. Культура и личностное измерение человеческого бытия // Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода): моногр. Киев, 1992. С. 8–58. 
  15. Табачковский В.Г. Категориальность мировосприятия и структура практики // Категориальные структуры познания и практики / отв. ред. В.Г. Табачковский. Киев, 1986. С. 16–42. 
  16. Крымский С.Б. Формы функционирования категории абсолютного в системе культуры // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981. С. 234–254. 
  17. Крымский С.Б. Философия как путь человечности и надежды. Киев, 2000. 308 с. 
  18. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев, 1976. 216 с. 
  19. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991. 200 с.