Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: История
930(47)(092)
МАДЖАРОВ Александр Станиславович,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Иркутского государственного университета. Автор 170 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий, 4 учебных пособий (одной – в соавт.)* *Адрес: 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д. 1; e-mail: massa49@yandex.ru
Данная статья посвящена изучению методологии исторического исследования В.О. Ключевского,
преимущественно той ее части, которая не была изложена историком, осталась скрытой в текстах его
конкретно-исторических работ и одновременно предопределила их достоинства. Движение ученого
«вглубь» исторической науки было отчасти обусловлено степенью изученности истории России после
С.М. Соловьева, закрывшего на время возможность тотального продвижения науки «вширь». Ключевский искал историческую закономерность, но не находил ее на путях позитивизма. Выявление представлений ученого о методе исторического исследования, в т. ч. не описанных в «Методологии русской
истории», и его сильных и слабых сторонах отвечает на вопрос о причинах и сути кризиса исторической
науки во втором десятилетии XX столетия. Исследование субъективных, художественных оснований
метода Ключевского способствует уточнению специфики научного направления историка, его места
в отечественной историографии. Понять особенности междисциплинарного метода исторического исследования Ключевского можно, если соединить в динамическую систему его «рассыпанные» в статьях
методологические замечания, наблюдения, заключения (в т. ч. о творческой лаборатории А.С. Пушки-
на), которые касаются способа проникновения в духовную ткань события, явления, в жизнь человека
прошлого. Такое исследование раскрывает нового Ключевского, размышляющего вслед за Н.Я. Данилевским о существовании разных культур, необходимости «вживаться в чужую душу», рассуждающего
о «нравственной восприимчивости», «сопереживании» как методе исторического познания. Последнее
имеет значение для корректировки университетских курсов по историографии и методологии отечественной истории.
В.О. Ключевский, русская историография, историческое исследование, метод исторического исследования, историческая закономерность, А.С. Пушкин
|