CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Коммуникативный имидж французского преподавателя. С. 116–123

Версия для печати

Рубрика: Филология

Скачать статью (pdf, 3.7MB )

УДК

81

Сведения об авторах

СЕДЫХ Аркадий Петрович,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого и французского языков педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Автор 170 научных публикаций
Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Победы, д. 85; e-mail: sedykh@bsu.edu.ru
БУЗИНОВА Людмила Михайловна,
кандидат филологических наук, докторант кафедры немецкого и французского языков педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Автор 20 научных публикаций
Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Победы, д. 85; e-mail: sedykh@bsu.edu.ru

Аннотация

Статья посвящена описанию категории «коммуникативный имидж» на материале французской языковой и коммуникативной культуры. Основной целью статьи является установление сущностных черт профессионального дискурса и коммуникации французского преподавателя в плане когнитивно-семиотического моделирования и реконструкции образцов аутентичной филологической активности представителей учительской профессии. Базовым методическим принципом исследования выступает семиотический анализ. Данный подход позволяет не только учитывать языковые факты, но и рассматривать их в корреляции с прагматическими, этнокультурными, тематическими и когнитивными факторами. Профессионально-педагогический дискурс служит ключевым элементом для формирования коммуникативного имиджа преподавателя. В содержание речевого портрета преподавателя входят не только языковые и коммуникативные ипостаси дискурса, но и способы вербализации национальных концептов, фразеология, пространственно-временные характеристики коммуникации. Языковая личность преподавателя описывается как коллективный образ ряда семиотических подсистем, включающих как языковые, так и внеязыковые признаки личности данного типа. Коммуникативный имидж преподавателя рассматривается как определенный тип языковой идентичности, функционирующий в рамках специфических способов обмена коммуникативной информацией. Важной составляющей коммуникативно-речевого имиджа преподавателя выступают стереотипные представления о данной профессии, к которым можно отнести: уверенность в себе и в содержании сказанного; коммуникативное самообладание; решительность в выборе языкового материала для высказываний; психологическая и речевая гибкость; когнитивная и дискурсная авторитетность. В этом случае универсальные и национально- культурные способы вербализации личности соотносятся с определенным типом категоризации действительности. Перспективы исследования способов вербализации коммуникативного имиджа авторы видят в рамках комплексного анализа коммуникативного поведения, основанного на междисциплинарном подходе. Используя данную методику, можно выделить дополнительные параметры коммуникативного имиджа любого типа.

Ключевые слова

коммуникативный имидж, языковая личность педагога, коммуникативное поведение, профессиональный дискурс, семиотика когниции и коммуникации, языковая картина мира, этикетность

Список литературы

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002. 264 с. 
  2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. 476 с. 
  3. Шаховский В.И. Нацио- и социокультурные аспекты языковой личности // Общество, язык и личность: материалы Всерос. науч. конф., г. Пенза, 23–26 октября 1996 года. М., 1996. Вып. 1. С. 29–30. 
  4. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык-система. Язык- текст. Язык-способность. М., 1995. С. 277–286. 
  5. Седых А.П. Французская языковая личность. Когнитивно-коммуникативный аспект: моногр. Белгород, 2013. 244 с. 
  6. Елистратов В.С. О тайноречии // Риторика. 1995. № 1. С. 56–61. 
  7. Сулимов В.А. Проблема формирования речевого имиджа. URL: http://www.jourclub.ru/24/734/ (дата обращения: 05.01.2017). 
  8. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998. 768 с. 
  9. Kerbrat-Orecchioni C. Les actes de langage dans le discours: Théorie et fonctionnement. Paris, 2001. 
  10. Charaudeau P. Étude de la politesse, entre communication et culture // Du sens à la signification. De la signification aux sens. Mélanges offerts à Olga Galatanu / ed. by A.-M. Cozma, A. Bellachhab, M. Pescheux. Brussels, 2014. P. 137–154. 
  11. Pruvost J. Nos ancêtres les Arabes: Ce que notre langue leur doit. Paris, 2017. 318 p.