CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Эволюция стихового начала в прозе Б. Пастернака 1910–1930-х годов. С. 91–97

Версия для печати

: Филология

821.161.1

ИВАЩЕНКО Елена Геннадьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Амурского государственного университета (г. Благовещенск). Автор 49 научных публикаций
Адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д. 21, корп. 7; e-mail: eivaschenko@mail.ru

В статье рассматривается эволюция стихового начала в малой прозе Б. Пастернака. Ранние прозаические произведения писателя («Апеллесова черта», «Письма из Тулы», «Детство Люверс», «Воздушные пути» и др.) являются результатом своеобразного перевода стихотворных образов в прозаическую плоскость, приводящего к повышенной метафоризации текста. Тропеические образования здесь представлены в большом количестве, поэтому текст воспринимается вертикально (происходит углубление в подтексты), а не горизонтально, что характерно для стихотворного произведения. Эффект усиливают усложненность синтаксических структур, своеобразная ритмизация, а также ослабленная сюжетность. Б. Пастернак «употребляет прозу как стихотворство» (А.С. Пушкин), отказываясь от ее характерных свойств: точности, ясности, упрощения выразительных средств, т. е. от экономии художественной энергии. К началу 30-х годов ХХ века проза Пастернака начинает освобождаться от элементов стиховности. Писатель предпринимает попытку создания дихотомии, включающей прозаическую «Повесть» и роман в стихах «Спекторский». «Повесть» в отличие от «Спекторского» не была завершена. Призванная воплотить эпический масштаб происходящих событий, она в конечном итоге свелась к описанию внутренних ощущений главного героя, что свойственно сюжету стихотворного произведения. В «Охранной грамоте» и «Записках Патрика» изменения в поэтике становятся ощутимыми: на смену описательности приходит динамизм, упрощаются синтаксические конструкции. И все же прозаические произведения Пастернака до 40-х годов ХХ века отличаются высокой степенью «стихоподобия». Анализ приведенных в статье многочисленных высказываний писателя о природе и сущности стихотворных и прозаических текстов подтверждает основные положения работы.

Б. Пастернак, проза Б. Пастернака, проза поэта, стиховое начало, метафоризация прозы, ритмизация прозы
(pdf, 3.7MB )

  1. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 324–338. 
  2. Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. М., 2008. 243 с. 
  3. Фатеева Н.А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М., 2003. 400 с. 
  4. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак. Жизнь // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Л., 1987. Т. 3. С. 372–398. 
  5. Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры / вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М., 1990. С. 110–132. 
  6. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 2004. 176 с. 
  7. Флейшман Л.С. Свободная субъективность // Пастернак Б. Полн. собр. соч.: в 11 т. М., 2003. Т. I. С. 5–60.