Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Филология
82ʼ3
АБИЕВА Наиля Мисирхановна,
аспирант кафедры литературы Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул). Автор 21 научной публикации* *Адрес: 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55; e-mail: aceloti@yandex.ru
Костюму персонажа, являющемуся частью вещного мира художественного произведения, литературоведы придают большое значение: внешний облик, костюм, характеризуя персонажа, выполняет и другие
функции в тексте. Зрелая проза А.П. Чехова, мало изученная в данном аспекте, дает обширный материал
для мифопоэтического исследования, чем и обусловлена актуальность данной статьи. В статье показано,
как костюм и его «перекликающиеся» детали задают лейтмотив, существующий в вариациях смыслов
и неоднозначной семантике. В поздней прозе А.П. Чехова костюмные детали организуют межтекстовые
связи. Костюм, появившись в одном тексте, реализует свой семантический потенциал в другом, при этом
сохраняя закрепленное за ним значение. Так, черное платье становится характерологической и интертекстуальной деталью, указывающей на изысканный вкус героини. Реализуя закрепленную в культуре символику черного, деталь обретает психологический смысл («Рассказ неизвестного человека», «Герой-барыня»). Черный цвет несет подсознательно воспринятые знаки красоты и тайны одновременно («Степь»)
и, напротив, подчеркивая некрасивость героинь, высвечивает душевную драму («Три года»). Во всех случаях в черном платье реализуется закрепленная в культуре семантика «печального». Завязывание галстука –
как традиционный знак семейных уз – трансформируется и приобретает усложненный смысл («Попрыгунья», «Дуэль»). Семантикой коричневого зарифмованы ситуации физической и метафизической смерти
(«Три года», «Попрыгунья»). Бриллианты как символ потерянного счастья («Рассказ неизвестного чело-
века») или символ с перевернутой семантикой прочитываются, с одной стороны, как грани восприятия
героини окружающими, с другой – как знаки, формирующие ее психологический портрет («Невеста»).
А.П. Чехов, поздняя проза Чехова, поэтика Чехова, семантика костюма, костюм персонажа
|