CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Понятие субъективности в «Заключительном ненаучном послесловии к “Философским крохам”». С. 78–83

Версия для печати

: Философия

1(091):165.42+130.3

ТЕТЕНКОВ Николай Борисович,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 48 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия*
*Адрес:
163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 4; e-mail: tenibo@yandex.ru

В статье рассматривается понимание категории «субъективность» с точки зрения религиозного мировоззрения, и в частности христианства. Любой человек имеет цель, в которой он заинтересован и к которой стремится. Таким образом, субъективность невозможна без страсти. Под страстью С. Кьеркегор понимает не чувственное, телесное желание, а идею, завладевающую человеком. Кьеркегоровскому пониманию страсти, на наш взгляд, близка делезовская трактовка идеи как задачи. Утратив страсть, человек утрачивает свою человеческую сущность и превращается в фантастическое нечто. Для религиозного мировоззрения высшей страстью становится достижение высшего блаженства – веры. Для Кьеркегора христианство изначально субъективно, а не объектив- но, т. к. Бог – субъект, а не объект, и существует только в субъективности, и обретение Бога возможно благодаря бесконечной страсти внутреннего. Необходимым условием веры является наличие парадокса, позволяющего увековечить историческое и историзировать вечное. Развитие субъективности С. Кьеркегор видит в том, что мыслящий субъект совершает любое действие, имея в виду собственную экзистенцию, которая представляет для него высший интерес. Различие между мышлением и действием С. Кьеркегор обнаруживает в том, что мышлению мы передаем возможность, безразличие и объективность, действию же придаем субъективность. Если мы хотим совершить какое-либо действие, мышление остается мышлением, оно не становится действием, но появляется возможность, в которой возникает заинтересованность в действительности и действии. Субъективный мыслитель – одновременно существующий индивид и мыслитель, но он не абстрагируется от собственного существования и абсолютного различия, но мыслит, оставаясь внутри существования.

С. Кьеркегор, религиозное мировоззрение, субъективность, субъективный мыслитель, множественная субъективность, страсть внутреннего, абсолютная страсть
(pdf, 3.6MB )

  1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1999. 
  2. Шестов Л.И. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992. 
  3. Schulz H. Philosophie als Existenzwissenschaft: Empirismuskritik und Wissenschaftklassifikation bei Søren Kierkegaard // Theol. Philos. 1996. H. 2. S. 205–223. 
  4. Shain R. Situating Derrida: Between Kierkegaard and Hegel // Philos. Today. 2000. Vol. 44, № 4. P. 388–403. 
  5. Heiss R. Die grosen Dialektiker des 19. Jahrhunderts. Hegel, Kierkegaard, Marx. Berlin, 1963. 
  6. Stolle J. Levinas and the Akedah: An Alternative to Kierkegaard // Philos. Today. 2001. Vol. 45, № 2. Р. 132–143. 
  7. Щитцова Т.В. Событие в философии Бахтина. Минск, 2002. 
  8. Лунгина Д.А. Керкегор и проблема науки // Вопр. философии. 2000. № 1. С. 161–167. 
  9. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: О миросозерцании Серена Киркегора. Изд. 2-е. М., 2007. 
  10. Исаев С. Длинные вещи жизни: сб. ст. М., 2001. 
  11. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992. 
  12. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.