Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
1(091).14
КОНАЧЕВА Светлана Александровна,
доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой современных проблем философии Российского государственного гуманитарного университета (Москва), профессор кафедры теологии Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института. Автор 74 научных публикаций* *Адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6; e-mail: konacheva@mail.ru
В статье рассматривается применение категорий историчности и событийности к описанию внутрибожественной жизни в современной религиозно-философской мысли. Автор анализирует влияние категорий философии истории Г.В.Ф. Гегеля и герменевтики позднего М. Хайдеггера на попытки современных
теологов преодолеть дистанцию между внутренней имманентностью Бога и Его событийным присутствием внутри истории. Исследует ключевые онтологические понятия постметафизической теологии
Эберхарда Юнгеля: божественное бытие в становлении; присутствие, осмысляемое как отсутствие; самотождественность, обретаемая в самоотдаче. В первой части статьи рассматриваются ранние работы
Юнгеля, где божественное бытие pro se мыслится тождественным с Его бытием pro nobis. Основное внимание сосредоточено на категории становления, интерпретированной как онтологическое место божественного бытия. Специфика онтологических построений Юнгеля определяется через их фундирование
в христологии, в рамках которой отождествление Бога с Иисусом раскрывается как продолжающееся
событие. Во второй части на примере поздних работ Юнгеля анализируется концепция божественной
сущности, полностью соответствующая божественному самоотречению. Автор акцентирует внимание на
том, что Юнгель разрабатывает концепцию позитивности быстротечного; это позволяет не допустить разрыва между понятием божественного бытия и событием божественного самоопределения на кресте. Описание божественного бытия через обращение к понятиям «ничто», «преходящее», «смерть» помогает Юнгелю преодолеть метафизику присутствия. Божественное бытие как событие раскрывается только в такой
диалектической трансцендентности, которая в строгом понимании должна мыслиться и как имманентность. Тезис автора статьи состоит в том, что гегелевский проект в современной теологии представляет
собой уникальный синтез онтологии и христологии, где бытие Бога понимается как событие Его прихода
к самому себе.
Г.В.Ф. Гегель, М. Хайдеггер, Э. Юнгель, постметафизическая теология, историчность, событийность, божественное бытие, «становление», бытие-в-становлении, божественное присутствие, божественная самотождественность
|