CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Агиографические мотивы в советском кино 1930−1950-х годов. С. 40–48

Версия для печати

: Философия

130.2:791.43

ЗЯБЛИКОВ Алексей Вячеславович,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета. Автор 160 научных публикаций*
*Адрес:
156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14, корп. «В»; e-mail: a.zyablikov@yandex.ru

В данной статье выявляются религиозные пласты тоталитарного кино, прослеживаются внутренние связи между традициями житийной литературы и советским кинематографом 1930–1950-х годов. Понять ментальные характеристики советского проекта, объяснить его идеологическую состоятельность и притягательность невозможно без обращения к истории советского кино указанного периода. В эти годы смыслообразующим центром большевистской теогонии становится Сталин, а религиозные инструменты и технологии начинают играть важную роль в официальной пропаганде. Рабовладельческая деспотия, созидаемая «отцом народов» в середине ХХ столетия, возможно, не состоялась бы, если бы не была подкреплена экстатично-религиозным порывом всех участников процесса. В кино находили убежище социальные мифы, теснимые и деформируемые суровой реальностью. Одним из главных пунктов кинопропаганды являлась героизация и мифологизация событий Октябрьской революции и Гражданской войны. Культ красных героев, их агиографическое закрепление стали содержательной основой советского цивилизационного феномена. Эта задача была талантливо решена в творчестве таких кинорежиссеров, как Ф. Эрмлер, М. Ромм, М. Калатозов, Л. Луков, С. Юткевич, Г. и С. Васильевы, А. Довженко, Л. Арнштам, С. Герасимов, И. Хейфиц, А. Зархи, Г. Козинцев, Л. Трауберг и др. В кино 1930–1950-х годов нашли свое причудливое преломление многие религиозные концепты: душа, смерть и бессмертие, перевоплощение, святость. Особо востребованным оказался мотив мученической смерти, дополненный неоязыческой идеей отмщения.

советское кино 1930–1950-х годов, тоталитарное кино, кинопропаганда, агиография, агиографические мотивы в кино
(pdf, 3.6MB )

  1. Марголит Е.Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. М., 2012. 
  2. Дондурей Д.Б. Миф о Сталине: технология воспроизводства // Искусство кино. 2010. № 4. С. 15–20. 
  3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М., 2015. 
  4. Оттен Н. Факты биографии и образ героя // Искусство кино. 1948. № 3. С. 24. 
  5. Козлов Л. Творчество и биография. Заметки к исследованию истории фильма «Иван Грозный» // Киноведч. зап. 1998. Вып. 40. С. 90–95. 
  6. Вайсфельд И. Замечательный фильм // Ленин в Октябре. М., 1938. С. VIII. 
  7. Щербина В. О группе эстетствующих космополитов в кино // Искусство кино. 1949. № 1. С. 16. 
  8. Марголит Е. Неведомому богу. Сопротивление. Киноверсия Марка Донского // Искусство кино. 2010. № 9. С. 92.