Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
130.2:791.43
ЗЯБЛИКОВ Алексей Вячеславович,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета. Автор 160 научных публикаций* *Адрес: 156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14, корп. «В»; e-mail: a.zyablikov@yandex.ru
В данной статье выявляются религиозные пласты тоталитарного кино, прослеживаются внутренние
связи между традициями житийной литературы и советским кинематографом 1930–1950-х годов. Понять
ментальные характеристики советского проекта, объяснить его идеологическую состоятельность и притягательность невозможно без обращения к истории советского кино указанного периода. В эти годы
смыслообразующим центром большевистской теогонии становится Сталин, а религиозные инструменты и
технологии начинают играть важную роль в официальной пропаганде. Рабовладельческая деспотия, созидаемая «отцом народов» в середине ХХ столетия, возможно, не состоялась бы, если бы не была подкреплена экстатично-религиозным порывом всех участников процесса. В кино находили убежище социальные
мифы, теснимые и деформируемые суровой реальностью. Одним из главных пунктов кинопропаганды
являлась героизация и мифологизация событий Октябрьской революции и Гражданской войны. Культ красных героев, их агиографическое закрепление стали содержательной основой советского цивилизационного феномена. Эта задача была талантливо решена в творчестве таких кинорежиссеров, как Ф. Эрмлер, М.
Ромм, М. Калатозов, Л. Луков, С. Юткевич, Г. и С. Васильевы, А. Довженко, Л. Арнштам, С. Герасимов, И.
Хейфиц, А. Зархи, Г. Козинцев, Л. Трауберг и др. В кино 1930–1950-х годов нашли свое причудливое преломление многие религиозные концепты: душа, смерть и бессмертие, перевоплощение, святость. Особо
востребованным оказался мотив мученической смерти, дополненный неоязыческой идеей отмщения.
советское кино 1930–1950-х годов, тоталитарное кино, кинопропаганда, агиография, агиографические мотивы в кино
|