CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Философия образования в современной России. C. 31–39

Версия для печати

: Философия

101.1+37.013.73

БЕРЕГОВАЯ Оксана Александровна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных основ государственной службы Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий и трех учебных пособий*
*Адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6; e-mail: zaroza@mail.ru

В данной статье рассматриваются концептуальные и институциональные основы современной философии образования в России: представлены этапы развития отечественной философии образования в XX–XXI веках, ее основные проблемные тенденции, показан рост заинтересованности научной общественности вопросами образования. В частности, выделяются и характеризуются 5 этапов развития философии образования. Особое внимание уделено материалам V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество», проходившего в г. Новосибирске в 2009 году. Анализ материалов конгресса позволил выделить ряд направлений и подходов современной российской философии в рассматриваемой области. Для отечественной философии образования характерен проблемно-аспектный подход, связанный с многогранным пониманием образования (сфера теории и практики, общественный институт, сфера формирования личности и т. д.). Автор делает вывод о том, что философия образования – это область философско-методологических и социально-философских исследований образования в современном мире. Ее проблемное поле фокусируется в основном на проблемном поле социальной и практической философии, однако в профессиональной среде философов сохраняется представление о том, что функционирование образования есть прерогатива только педагогики или теории образования. Также существуют множественность и разнородность трактовок образования и философии образования, что затрудняет классификацию и типологизацию. В России построение философско-образовательных теорий и концепций строится на рефлексии преимущественно западного и отечественного опыта в данной области, не учитывается опыт восточной модели воспитания и образования, ее философское наследие, кроме того, мало изучен мировой опыт философии образования.

философия образования, философия образования в России, этапы развития философии образования
(pdf, 3.6MB )

  1. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб., 2004. 520 c. 
  2. Арташкина Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы: моногр. Владивосток, 2006. 621 с. 
  3. Алексеев Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования // Высш. образование в России. 1997. № 3. С. 88–94. 
  4. Брызгалина Е.В., Курбанов А.Р., Сунгатулина Е.К. Институционализация философии образования в про- странстве философской мысли XXI века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2012. № 1. С. 41–60. 
  5. Михалина О.А. Философия образования в современном мире: (информационный обзор) // Философия образования. 2004. № 3. С. 316–322. 
  6. Михалина О.А. Философия образования: проблема концептуализации (сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов). Новосибирск, 2011. 310 с. 
  7. Чумаков А.Н., Королев А.Д. Философия как познание и образ жизни // Вопр. философии. 2014. № 5. С. 3–14. 
  8. Брызгалина Е.В. Философия образования: предметный статус в системе знания // Наука. Философия. Об- щество: V Всерос. конгр., г. Новосибирск, 25–28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С. 380–381. 
  9. Дудник С.И. Проблема мобильности в образовании единого пространства // Наука. Философия. Общество: V Всерос. конгр., г. Новосибирск, 25–28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С. 386–387.