Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
101.1+37.013.73
БЕРЕГОВАЯ Оксана Александровна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных основ государственной службы Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий и трех учебных пособий* *Адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6; e-mail: zaroza@mail.ru
В данной статье рассматриваются концептуальные и институциональные основы современной философии образования в России: представлены этапы развития отечественной философии образования
в XX–XXI веках, ее основные проблемные тенденции, показан рост заинтересованности научной общественности вопросами образования. В частности, выделяются и характеризуются 5 этапов развития философии образования. Особое внимание уделено материалам V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество», проходившего в г. Новосибирске в 2009 году. Анализ материалов конгресса
позволил выделить ряд направлений и подходов современной российской философии в рассматриваемой
области. Для отечественной философии образования характерен проблемно-аспектный подход, связанный
с многогранным пониманием образования (сфера теории и практики, общественный институт, сфера формирования личности и т. д.). Автор делает вывод о том, что философия образования – это область философско-методологических и социально-философских исследований образования в современном мире.
Ее проблемное поле фокусируется в основном на проблемном поле социальной и практической философии,
однако в профессиональной среде философов сохраняется представление о том, что функционирование
образования есть прерогатива только педагогики или теории образования. Также существуют множественность и разнородность трактовок образования и философии образования, что затрудняет классификацию
и типологизацию. В России построение философско-образовательных теорий и концепций строится на
рефлексии преимущественно западного и отечественного опыта в данной области, не учитывается опыт
восточной модели воспитания и образования, ее философское наследие, кроме того, мало изучен мировой
опыт философии образования.
философия образования, философия образования в России, этапы развития философии образования
|