CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Эволюция внешнего измерения европейского высшего образования. С.5–14

Версия для печати

: История

94(100)+327.7

ЛЕСКИНА Наталья Владимировна,
аспирант кафедры теории и истории международных отношений института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург)*
*Адрес: 620000, г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 51; e-mail: nathalieleskina@gmail.com

В современном мире все возрастающее значение приобретают международные образовательные программы сотрудничества, которые служат целям привлечения талантливых иностранных студентов и одновременно являются инструментом публичной дипломатии. Внешнее измерение европейского высшего образования включает как программы сотрудничества Европейского союза в сфере высшего образования с третьими странами и регионами, так и межправительственный Болонский процесс (к 2010 году его цель заключалась в создании Европейского пространства высшего образования). Бόльшая часть российских исследований о высшем образовании в Европейском союзе посвящена внутренним интеграционным процессам. В статье показана динамика внешнего измерения в политическом и социально-экономическом контекстах. Маастрихтский договор 1992 года стал основой для развития сотрудничества Европейского союза в сфере высшего образования, он включал обязательства стран-участниц содействовать развитию сотрудничества в сфере образования с третьими странами и международными организациями. Автор статьи предлагает классификацию международных образовательных программ Европейского союза. Первые программы были составной частью более широких, способствовавших реформированию стран, граничащих с Европейским союзом. Действие программ помощи («Alfa», «Edu-link»), в задачи которых входили борьба с бедностью и предоставление доступа к образованию наименее защищенным группам населения, распространялось на страны Африки, Азии и Латинской Америки. Оформление Болонского процесса ознаменовало собой новый этап в развитии сотрудничества. Появились проекты, направленные на создание общих образовательных пространств в других регионах мира, использующих опыт Болонского процесса. Инструменты сотрудничества Европейского союза с внешним миром, таким образом, претерпевают значительные изменения и ведут к постепенному утверждению Болонской модели как универсальной, а Европейского союза – как лидера в сфере высшего образования.

европейское высшее образование, международные образовательные программы со- трудничества, Европейский союз, Европейское пространство высшего образования, Болонский процесс, Болонская модель
(pdf, 3.6MB )

  1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N. Y., 1976. 
  2. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестн. МГИМО-Ун-та. 2009. № 6. C. 1–6. 
  3. Грудзинский А.О. Европейское измерение в развитии управления университетом // Высш. образование в России. 2009. № 9. C. 86–92. 
  4. Коржова А.И. Научная библиотека Томского государственного университета и развитие отечественных вузовских библиотек в рамках проектов Темпус Тасис // Вестн. Томск. гос. ун-та. Сер.: Культурология и искусствоведение. 2012. № 2(6). C. 87–90. 
  5. Слепухин А.Ю. Роль программы ЕС Темпус-Тасис в интернационализации образования в СГТУ // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. 2004. № 1(2). C. 139–146. 
  6. Емельянова А.С., Соколова Ф.Х. Высшее образование в России в контексте глобализационных и интеграционных процессов в отечественных исследованиях // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2015. № 1. С. 15–27. 
  7. Knight J. Towards African Higher Education Regionalization and Harmonization: Functional, Organizational and Political Approaches // The Development of Higher Education in Africa: Prospects and Challenges. Emerald Group Publishing Limited, 2014. P. 347–373. 
  8. Aboites H. Latin American Universities and the Bologna Process: From Cmmercialisation to the Tuning Competencies Project // Glob. Soc. Educ. 2010. Vol. 8, № 3. P. 443–455. 
  9. de Azevedo N.M.L. The Bologna Process and Higher Education in Mercosur: Regionalization or Europeanization? // Int. J. Lifelong Educ. 2014. Vol. 33, № 3. P. 411–427. 
  10. Robertson S.L. Europe/Asia Regionalism, Higher Education and the Production of World Order. URL: http:// www.bris.ac.uk/education/people/academicStaff/edslr/publications/24slr (дата обращения: 15.03.2015). 
  11. Khelfaoui H. The Bologna Process in Africa: Globalization or Return to “Colonial Situation”? // J. Higher Educ. Afr. 2009. Vol. 7, № 1–2. P. 21–38. 
  12. Vögtle E.M., Martens K. The Bologna Process as a Template for Transnational Policy Coordination // Policy Stud. 2014. Vol. 35, № 3. P. 246–263. 
  13. Zmas A. Global Impacts of the Bologna Process: International Perspectives, Local Particularities // Compare: J. Comp. Int. Educ. 2014. Vol. 45, № 5. P. 1–21. 
  14. Hartmann E. Bologna Goes Global: A New Imperialism in the Making? // Glob. Soc. Educ. 2008. Vol. 6, № 3. P. 207–220. 
  15. Zgaga P. Looking Out! The Bologna Process in a Global Setting. On the “External Dimension” of the Bologna Process. Norwegian Ministry of Education and Research, 2006. URL: http://media.ehea.info/file/20061012-13_ Helsinki/03/0/BFUG9_6aiii_WG-ExternalDimension_DraftReport_585030.pdf (дата обращения: 10.03.2016).