Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: История
94(100)+327.7
ЛЕСКИНА Наталья Владимировна,
аспирант кафедры теории и истории международных отношений института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург)* *Адрес: 620000, г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 51; e-mail: nathalieleskina@gmail.com
В современном мире все возрастающее значение приобретают международные образовательные программы сотрудничества, которые служат целям привлечения талантливых иностранных студентов и одновременно являются инструментом публичной дипломатии. Внешнее измерение европейского высшего образования включает как программы сотрудничества Европейского союза в сфере высшего образования с третьими
странами и регионами, так и межправительственный Болонский процесс (к 2010 году его цель заключалась
в создании Европейского пространства высшего образования). Бόльшая часть российских исследований
о высшем образовании в Европейском союзе посвящена внутренним интеграционным процессам. В статье
показана динамика внешнего измерения в политическом и социально-экономическом контекстах. Маастрихтский договор 1992 года стал основой для развития сотрудничества Европейского союза в сфере высшего
образования, он включал обязательства стран-участниц содействовать развитию сотрудничества в сфере образования с третьими странами и международными организациями. Автор статьи предлагает классификацию
международных образовательных программ Европейского союза. Первые программы были составной частью
более широких, способствовавших реформированию стран, граничащих с Европейским союзом. Действие
программ помощи («Alfa», «Edu-link»), в задачи которых входили борьба с бедностью и предоставление доступа к образованию наименее защищенным группам населения, распространялось на страны Африки, Азии
и Латинской Америки. Оформление Болонского процесса ознаменовало собой новый этап в развитии сотрудничества. Появились проекты, направленные на создание общих образовательных пространств в других регионах мира, использующих опыт Болонского процесса. Инструменты сотрудничества Европейского союза
с внешним миром, таким образом, претерпевают значительные изменения и ведут к постепенному утверждению Болонской модели как универсальной, а Европейского союза – как лидера в сфере высшего образования.
европейское высшее образование, международные образовательные программы со- трудничества, Европейский союз, Европейское пространство высшего образования, Болонский процесс, Болонская модель
|