Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Филология
398.1
ЮРЧУК Любовь Алексеевна,
доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Псковского государственного университета. Автор 99 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий, двух учебных пособий* КАЗАКОВ Илья Викторович, студент Псковского государственного университета. Автор трех научных публикаций* *Адрес: 180000, г. Псков, пл. Ленина, д. 2; e-mail: lak131@rambler.ru
В статье представлены результаты анализа общего состава фольклорных легенд об ушедших под
землю либо под воду культовых сооружениях и селениях. Тексты, ставшие материалом исследования,
были записаны в период с 1982 по 2015 год в ходе фольклорных экспедиций филологического факультета Псковского государственного университета и сегодня сосредоточены в фондах фольклорного архива университета. Установлено, что рассказы о «провалищах» имеют широкое распространение на
Псковской земле. В половине случаев рассказы, приуроченные к местам расположения археологических
памятников, формально и содержательно по преимуществу соотносятся с жанром легенды. Находясь
в одном ряду с повествованиями об иных «деревенских святынях», они вбирают в себя знания об устройстве и функционировании местного духовного пространства, создают его особенную мифологическую
модель. Псковские рассказы об ушедших под землю либо под воду культовых сооружениях и селениях
формируются традиционной для легенд данного сюжетного типа системой мотивов, и хотя развернутые повествования, включающие всю совокупность мотивов, свойственных данному сюжетному типу,
встречаются на псковском материале нечасто, отчетливо выделяются группы текстов с устойчивым сцеплением сюжетных элементов, центральным среди которых является мотив чудесного исчезновения сакрального объекта, определяющий взаимосвязь других сюжетных элементов. Помимо мотива чудесного
исчезновения сакрального объекта всестороннюю разработку получает мотив «вестей», проявляющий
процессуальность времени действия легенды, его непрекращающуюся связь с настоящим, находящую
выражение в обрядовой практике местных жителей. Повествуя о встрече человека с явлениями сакрального мира, легенды о «провалищах» сближаются в этом аспекте с быличками и используют общие
с ними формы повествования о чудесном.
Псковская область, устная несказочная проза, фольклорная легенда, легенда о «провалищах», «деревенская святыня», мотив чудесного исчезновения сакрального объекта, мотив «вестей»
|