CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Образ «полунощного солнца» в произведениях о Русском Севере А. Ремизова, М. Пришвина, Е. Замятина. С. 131–136

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

821.161.1(092)+821.161.1(092)+821.161.1(092)

Сведения об авторах

ПОСПЕЛОВА Ольга Владимировна,
аспирант кафедры литературы высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций*
*Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный буян, д. 7; e-mail: kary17@yandex.ru

Аннотация

Стихотворение Алексея Ремизова «Белая ночь», вошедшее в третий раздел («В царстве полунощного солнца») повести «В плену», связанной с северной ссылкой, очерковые произведения о Севере Михаила Пришвина – «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком», а также рассказы «Африка», «Ёла» и повесть «Север» Евгения Замятина рассматриваются в данной статье в фокусе исследования Северного текста русской литературы. Образ белой ночи – один из сквозных в произведениях, составляющих Северорусский литературный текст. Вероятно, это объясняется тем, что в данном образе заключена исключительная, непередаваемая красота северного края. Кроме того, образ белой ночи позволяет писателям транслировать свои мировоззренческие идеи: в свете «полунощного солнца» открываются невидимые днем тайны – и в момент остановившегося времени человек остается наедине с миром. Образ белой ночи, созданный писателями в указанных произведениях, – емкий, амбивалентный, обладающий особой мифопоэтической символикой. В ходе анализа обнаруживается много сходных мотивов при описании белых ночей у таких разных писателей, как А. Ремизов, М. Пришвин, Е. Замятин, по разным причинам оказавшихся на Русском Севере. Неземной свет белых ночей не только волнует и будоражит фантазию человека, но и изменяет предметы окружающего его мира, стирая грань между реальным миром и миром сновидений, приоткрывая тайны мироздания. Образ белых ночей связан с мотивами сна, тумана, сказки, чуда. В рассматриваемых сочинениях пора межвременья отмечена особой хрустальной зыбкостью, прозрачностью, чистотой.

Ключевые слова

Северный текст русской литературы, А. Ремизов, М. Пришвин, Е. Замятин, образ белой ночи, образ «полунощного солнца»
Скачать статью (pdf, 3.6MB )

Список литературы

  1. Галимова Е.Ш. Художественное воплощение феномена белых ночей в Северном тексте русской литературы // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика: сб. науч. ст.: материалы V и VI Помор. чтений по семиотике культуры. Архангельск, 2011. С. 442–448. 
  2. Борисова Н.В. Художественное бытие мифа в творческом наследии М.М. Пришвина: дис. … д-ра филол. наук. Елец, 2002. 
  3. Сергеев О.В. Алексей Ремизов – узник снов: поэтика сновидений в прозе А.М. Ремизова 1890–1910-х гг. М., 2002. 
  4. Славина О.Ю. Поэтика сновидений (на материале прозы 1920-х годов): дис. … канд. филол. наук. СПб., 1998. 
  5. Дворцова Н.П. М. Пришвин и А. Ремизов (к истории творческого диалога) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 1994. № 2. С. 27–33. 
  6. Дворцова Н.П. М. Пришвин и «школа А. Ремизова» // Серебряный век русской литературы: проблемы, документы. М., 1996. 
  7. Провоторов А.В. Творческий диалог Алексея Ремизова и Михаила Пришвина // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. Вып. 114. С. 232–235. 
  8. Розанов Ю.В. Пришвинский миф Алексея Ремизова // Вопр. лит. 2004. № 1. С. 70–83.