CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Образ «полунощного солнца» в произведениях о Русском Севере А. Ремизова, М. Пришвина, Е. Замятина. С. 131–136

Версия для печати

: Филология

821.161.1(092)+821.161.1(092)+821.161.1(092)

ПОСПЕЛОВА Ольга Владимировна,
аспирант кафедры литературы высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций*
*Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный буян, д. 7; e-mail: kary17@yandex.ru

Стихотворение Алексея Ремизова «Белая ночь», вошедшее в третий раздел («В царстве полунощного солнца») повести «В плену», связанной с северной ссылкой, очерковые произведения о Севере Михаила Пришвина – «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком», а также рассказы «Африка», «Ёла» и повесть «Север» Евгения Замятина рассматриваются в данной статье в фокусе исследования Северного текста русской литературы. Образ белой ночи – один из сквозных в произведениях, составляющих Северорусский литературный текст. Вероятно, это объясняется тем, что в данном образе заключена исключительная, непередаваемая красота северного края. Кроме того, образ белой ночи позволяет писателям транслировать свои мировоззренческие идеи: в свете «полунощного солнца» открываются невидимые днем тайны – и в момент остановившегося времени человек остается наедине с миром. Образ белой ночи, созданный писателями в указанных произведениях, – емкий, амбивалентный, обладающий особой мифопоэтической символикой. В ходе анализа обнаруживается много сходных мотивов при описании белых ночей у таких разных писателей, как А. Ремизов, М. Пришвин, Е. Замятин, по разным причинам оказавшихся на Русском Севере. Неземной свет белых ночей не только волнует и будоражит фантазию человека, но и изменяет предметы окружающего его мира, стирая грань между реальным миром и миром сновидений, приоткрывая тайны мироздания. Образ белых ночей связан с мотивами сна, тумана, сказки, чуда. В рассматриваемых сочинениях пора межвременья отмечена особой хрустальной зыбкостью, прозрачностью, чистотой.

Северный текст русской литературы, А. Ремизов, М. Пришвин, Е. Замятин, образ белой ночи, образ «полунощного солнца»
(pdf, 3.6MB )

  1. Галимова Е.Ш. Художественное воплощение феномена белых ночей в Северном тексте русской литературы // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика: сб. науч. ст.: материалы V и VI Помор. чтений по семиотике культуры. Архангельск, 2011. С. 442–448. 
  2. Борисова Н.В. Художественное бытие мифа в творческом наследии М.М. Пришвина: дис. … д-ра филол. наук. Елец, 2002. 
  3. Сергеев О.В. Алексей Ремизов – узник снов: поэтика сновидений в прозе А.М. Ремизова 1890–1910-х гг. М., 2002. 
  4. Славина О.Ю. Поэтика сновидений (на материале прозы 1920-х годов): дис. … канд. филол. наук. СПб., 1998. 
  5. Дворцова Н.П. М. Пришвин и А. Ремизов (к истории творческого диалога) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 1994. № 2. С. 27–33. 
  6. Дворцова Н.П. М. Пришвин и «школа А. Ремизова» // Серебряный век русской литературы: проблемы, документы. М., 1996. 
  7. Провоторов А.В. Творческий диалог Алексея Ремизова и Михаила Пришвина // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. Вып. 114. С. 232–235. 
  8. Розанов Ю.В. Пришвинский миф Алексея Ремизова // Вопр. лит. 2004. № 1. С. 70–83.